ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕРНУШКИ ИЗ КОСМОСА

50 лет назад зима была снежной, вроде нынешней. Поэтому 9 марта 1961 года, за месяц до полета Юрия Гагарина, четвертый советский спутник из серии «Восток» приземлился в глубокий сугроб. Он опустился в девяти километрах от Заинска, около деревни Старый Токмак. Пассажиром спускаемого аппарата была собака Чернушка, следующая выжившая на орбите после Белки и Стрелки. Жителям Старого Токмака пообедать тогда толком не удалось.

 

28 марта 1961 года.
Чернушка на международной пресс-конференции в Москве

 

Кто первым увидит, сообщите в органы

 

Михаил и Екатерина Архиповы работали в то время школьными учителями в Старом Токмаке. Екатерина Александровна была на работе, когда они с учениками услышали два взрыва, а Михаил Федорович находился дома:

– Я тогда вышел покурить на улицу, за ворота. Гляжу – ребятишки бегут большой ватагой. Они мне и закричали: иди, дескать, смотреть – там собачка из космоса прилетела.

– Я урок вела, и тут эти взрывы, – вспоминает Екатерина Архипова. – Мы с детьми из школы высыпали. Услышали, что кто-то на парашютах спустился, подумали было, что диверсанты, забоялись. Но скоро все равно пошли смотреть. Сначала мы увидели манекен – он у железной дороги приземлился, в ста метрах от крайних домов. Оранжевый костюм, ботинки до колен. На шлеме – буквы СССР. И надпись – мол, кто первым увидит, сообщите в правоохранительные органы. Пока смотрели, с неба спустились солдатики на парашютах, встали на лыжи. Скоро прибыла еще одна группа – уже с аэродрома. Двое из них остались у манекена записи делать. А начальство в шинелях и папахах – на лошадей и к аппарату, он лежал в паре сотен метров от нас. Лыжники с ними. А следом и мы пошли. В аппарате была пустая ниша для манекена, которого катапультировало, и еще одна, из которой достали Чернушку. Ее уже везли в деревню военные вместе с председателем райисполкома. А около управления колхоза их как раз мой муж встретил.

 

Вообще-то рассчитывали на Самару
Председателем райисполкома в годы строительства Заинской ГРЭС был Харис Зарипов:
– Самолет с военными чинами сел на Заинском аэродроме. Прилетел на нем генерал Каманин, который занимался подготовкой первой группы космонавтов, а с ним – конструкторы, ветеринары, монтажники, большая группа. Приземление под Заинском не было запланировано. Каманин сказал, что они вообще-то рассчитывали на Самару, а Заинск отыскали по телефонным звонкам.
Моей задачей было всестороннее оказание помощи поисковой группе. Я привез Каманина на своем «газике» к аппарату. Спускаемый аппарат был похож на обгоревшее яйцо, люка уже не было – он отлетел автоматически. Генерал при мне вытащил собачку из ее ниши – она была опоясана двумя ремнями, подтянутыми на пружинах к «полу» и «потолку». Остальная группа подоспела, когда мы уже возвращались в управление колхоза.

 

Покажите собачку!

 

– Генерал сразу зашел в управление доложить по телефону о результатах посадки, – говорит Михаил Федорович, – а Чернушка осталась за пазухой у старшего лейтенанта. Я ему говорю – покажите собачку! Он улыбнулся и показал. Чернушка была вся в проводах, но чувствовала себя хорошо и держалась дружелюбно.

– Мы подошли чуть позже, – дополняет Екатерина Александровна, – но Чернушку тоже увидели, правда, уже через окно. А на подоконнике стоял прозрачный контейнер, вроде аквариума, с мышками и лягушками.

Через много лет в ответ на запросы исследователя непосредственные участники тех событий не сочли вероятным присутствие в тот день и в том месте Юрия Гагарина. Однако Михаил Архипов уверен на 100 процентов, что именно этот молодой и веселый старлей, показавший ему Чернушку, месяц спустя получил звание майора за первый полет в космос.

 

Гагарин не понял, кто он
Четвертый корабль-спутник («Восток» 3КА №1) стартовал с Байконура
9 марта 1961 года в 9.29 по московскому времени. Время полета спускаемого аппарата спутника составило 1 час 55 минут. Целью запуска было тестирование конструкции и систем жизнеобеспечения спутника. Это была уже завершающая стадия испытаний с животными – орбитальные полеты на спутниках, разработанных под выход в космос человека. Тем не менее, и на этой стадии погибло несколько собачьих экипажей. До Чернушки с орбиты повезло вернуться только Белке и Стрелке (19 августа 1960 года), после нее – Звездочке (25 марта 1961 года). Следующим в космос отправился Юрий Гагарин, однажды публично пошутивший: «До сих пор не пойму, кто я – первый человек или последняя собака…»

 

Околачивались вокруг бомбы

Историк Владимир Малахов, автор «Заинской энциклопедии» и еще нескольких книг по истории края, в конце 80-х годов восстанавливал картину тех событий по крупицам:

– Председатель колхоза первым делом начал обзванивать учреждения госбезопасности. Позвонил начальнику оперативников КГБ Селезневу в Елабугу. Сообщил, что спустился парашютист (приземлился уже мертвым) с резиновой лодкой и спальным мешком. Пока прыгал, успел два раза выстрелить. Селезнев попросил организовать охрану, а сам перезвонил в заинскую милицию, потом председателю КГБ по ТАССР Абдулле Бичурину. Бичурин связался с Москвой и прояснил ситуацию.

В тот день в Старый Токмак прибыли двое сотрудников госбезопасности, Селезнев и Ходжаев. И в тот же день о посадке спускаемого аппарата передал «Голос Америки». По радиоверсии, объект охраняли две дивизии КГБ. На самом же деле на охрану объекта по приказу Селезнева выдвинулись милиционеры и егеря. Манекен они нашли благодаря трактористу, который вез на санях огромный парашют, «бабам на кофточки».

Фактически 9 и 10 марта жители околачивались вокруг бомбы. Спускаемый аппарат помимо животных имел на борту заряд взрывчатки. Если бы спутник не вписался в рубежи Советского Союза, он был бы самоуничтожен во избежание утечки секретных космических технологий. 10 марта в Старый Токмак прибыла еще одна группа ученых, в числе которых был конструктор Олег Козюпа. Вот что узнал от него впоследствии Владимир Малахов:

– По инструкции Козюпа должен был прежде всего проверить состояние системы детонации – безопасно ли трогать заряд. Олег Иванович обнаружил, что приборы указывают на опасность разминирования – он должен был доложить об этом и ждать указаний. Но он рискнул – солдаты отогнали толпу любопытствующих, и Козюпа извлек заряд, после чего вызванный минер его взорвал.

На следующий день, 11 марта, спускаемый аппарат при помощи вертолета доставили в заинский аэропорт, а жителям Старого Токмака и Заинска остались воспоминания, разговоры и разобранная по кусочкам горелая обшивка четвертого спутника из серии «Восток».

 

11 марта 1961 года. Спускаемый аппарат в заинском аэропорту

 

Город решил поставить памятник

Директор краеведческого музея Заинска Людмила Симонова полагает, что образ Чернушки долгое время оставался в тени, потому что информация была частью засекречена. Ведь Лайка, Белка, Стрелка, Звездочка – все соратники Чернушки – заняли достойное место в памяти народной. Быть может, четвертый спутник неприлично далеко приземлился от запланированной точки. А может быть, дело лишь в том, что Чернушка – черная. На экранах советских телевизоров 1960-х
годов ее было плохо видно.

– Я думаю, интерес к событию 9 марта 1961 года проснулся благодаря работе нашего краеведа Владимира Малахова, – говорит Людмила Михайловна. – Сегодня в нашем музее работает уже две выставки, посвященные полету Чернушки и освоению космоса. Экспозиция пока бедновата. В основном это фотографии, документы и коллажи, предметного же ряда не хватает. Но выставка будет работать в течение года, и мы надеемся на отклик владельцев тех предметов, что представляют музейную ценность – это разобранные местными жителями на сувениры фрагменты снаряжения и оборудования аппарата. К примеру, в одной из школ хранится кусок парашюта, на котором спустился «Иван Иванович», манекен космонавта. Ну а город решил поставить Чернушке памятник. Объявлен конкурс на лучший проект и уже есть первые эскизы, так что скульпторов милости просим.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*