Основным источником «политической информации» для подавляющего большинства россиян остается телевидение. Как выяснили социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с 2007 года в политическом информировании граждан возросла и роль Интернета. Однако, по мнению экспертов, пользователи Всемирной сети на выборы почти не ходят. |
||
Листовки уже не актуальны Как пишет «Коммерсантъ», в преддверии федеральных выборов ВЦИОМ выяснил, что за последние четыре года отношение россиян к источникам «политической информации» изменилось. Традиционные средства агитации – например, листовки и материалы, распространяемые в общественных местах, – важными источниками информации считают только 6% граждан (в 2007 году – 23% респондентов). Поменялось и отношение к агитаторам: доля тех, кто воспринимает их всерьез, упала с 21% до 7%. Резко сократилось внимание к «встречам кандидатов с избирателями» – с 45% до 17%. Как пояснил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, «сугубо политические методы информирования, такие как собрания, митинги, разноска агитпродукции, все менее интересны для людей и становятся менее эффективными». Однако это не означает, что от них откажутся участники выборов: «Телевидение – дорогой канал, прессу читают мало, а те, кто пользуется Интернетом, голосовать не ходят». «Коммерсантъ» отмечает, что митинги и общение с избирателями в преддверии выборов активнее других политических партий использует КПРФ. При этом «самым всеохватывающим источником информации, который не предполагает активного участия», остается телевидение. Его продолжают считать важным источником информации 80% россиян (в 2007 году было 82%), в то время как прессу – только 44% граждан (четыре года назад было 59%), а радио – 36% (было 49%). Зато почти втрое – с 13% до 31% – увеличилось число тех, кто считает важным источником политической информации Интернет. Люди разочаровались во власти Специально для «Новой недели» данные последних опросов ВЦИОМ прокомментировал руководитель Дирекции мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев: – В 2000-х по сравнению с 1990-ми интерес к политике у россиян снизился, но сейчас все-таки начинает возрастать, хотя и не достиг уровня предыдущих лет. Возрастает он в том числе и у молодежи, которая понимает, что без решения политических вопросов невозможно решить все остальные. По данным многочисленных опросов, люди переживают разочарование во власти, а значит, необходимо искать альтернативу нынешним правящим кругам. Время, когда молодежь думала, что власть все за нее сделает и о выборах можно не думать, понемногу проходит. Но стоит ли, исходя из этого, ожидать на думских выборах-2011 других результатов? Понимаете, у избирателей выбор сейчас сужен до семи партий – они все известны, а популярность оппозиции невысока. Только в том случае, если ЦИКу удастся зарегистрировать какую-то новую партию, можно ожидать, что ее результат окажется сенсационным. Если же не зарегистрируют, все будет зависеть от того, как будет идти предвыборная кампания: если как четыре года назад, то особых сенсаций трудно ожидать… Еще одна особенность: Как источник информации о политике и выборах, телевидение будет доминировать еще долго: да, наступает эпоха Интернета, но он еще нескоро вытеснит ТВ из большинства городов и глубинки. Удивило низким показателем радио: большинство людей им все-таки пользуются, а у некоторых оно вообще постоянно включено, но приходится признать, что его слушают чаще для развлечения. То же самое могу сказать и о газетах. Сейчас для людей это источник больше развлекательного характера. Нет сомнений, что год от года будут расти показатели Интернета, но наибольшую свою роль, на мой взгляд, он сыграет уже на выборах 2016 и 2018 годов. |
||
|
||
Подготовил Сергей КОЧНЕВ
|