ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НЫНЕШНЕГО ЛЕТА?

Untitled Document

Наверное, у всех еще свежо в памяти прошлогоднее летнее пекло. Повторится ли оно в этом году и что сейчас происходит с климатом, «Новой неделе» рассказал член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института Владимир Клименко.

 

Жара по графику

– Владимир Викторович, есть ли предпосылки для повторения прошлогоднего аномального лета?

– Для Центральной России, я полагаю, шансы минимальны. Лето прошлого года было из ряда вон выходящим. Оно оказалось самым жарким за всю историю инструментальных наблюдений, а они осуществляются на протяжении 200 лет и более. Только из этого можно заключить, что такие события бывают довольно редко, но при этом нельзя сказать, что они происходят совершенно случайно.

 

Если рассматривать не метеорологическую, а только климатическую точку зрения, то произошло следующее. Как всем известно, мы живем в эпоху глобального потепления. Если говорить о европейской части России, то оно в значительной степени выражено в зимних и весенних сезонах и в очень незначительной летом. Достаточно сказать, что наши зимы за последние сто с небольшим лет потеплели примерно на три градуса, тогда как лето – меньше, чем на один. На этот средний температурный фон накладываются довольно значительные флуктуации (отклонения) – на три-четыре градуса выше нормы. Так вот, прошлое лето было на пять градусов выше нормы.

 

Подобные отклонения встречались и раньше. Те, кому больше 40 лет, должны помнить испепеляющее лето 1972 года. Такие же исключительно знойные сезоны были в 1901, 1938 годах, то есть жара достаточно регулярно посещает наш регион с шагом в несколько десятилетий.
Действительно, прошлогоднее лето было аномальным, и по своим характеристикам соответ-ствовало обычному лету Милана, Рима или Неаполя. Там же никто не рвет на себе волосы из-за того, что слишком жарко. Просто наша страна оказалась не готова к тому, что происходит с примерно 35-летней регулярностью. Сейчас можно сказать, что не очень скоро, примерно в 40-50-х годах этого века, нас посетит жара, может быть, даже более сильная, чем 2010-го года.

– А засуха?

– В России сильнее всего теплеет за Уралом и изрядно на европейской части страны. Что касается осадков, то ситуация более разнообразная. Если говорить о Татарстане, он находится севернее условной линии, напрямую соединяющей Вильнюс и Саратов – в этой области прослеживается тенденция увеличения количества осадков с одновременным повышением температуры. То есть в вашем регионе за последние 30, 50 и 100 лет наблюдается и ближайшие 20, 30,50 лет будет наблюдаться уменьшение засушливости.

Конечно, это не означает, что засухи на этой территории не происходят. У климата есть две взаимоисключающие особенности. На протяжении многих десятилетий он стабилен и способен сопротивляться мощным внешним воздействиям, в том числе и антропогенному фактору. Но эта стабильность климата удивительно сочетается с его изменчивостью в масштабе нескольких лет.

Россия нагревается быстрее других

– Казанский климатолог, заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии Приволжского (Казанского) федерального университета Юрий Переведецев в интервью нашей газете отмечал, что глобальное потепление замедляется. С чем это может быть связано?

– Если объяснить совершенно кратко, то только одна из причин этого заключается в том, что так называемая солнечная постоянная, то есть тепловой поток, который поступает в атмосферу от Солнца, уменьшился, и это будет происходить и в течение следующих нескольких десятилетий. Но поскольку в формировании температурного фона участвует много факторов, в результате климат будет продолжать теплеть, но менее быстрыми темпами, чем последние 30 лет.

– В одном из своих интервью вы упоминали, что глобальное потепление в России выражено сильнее, чем в других странах. Почему?

– Единственно верный ответ – так устроена климатическая система. В частности, дело в том, что Россия расположена на северо-восточной окраине Евразии. В климатической системе важны все без исключения ее составляющие, но все же есть около десяти регионов, которые являются критическими для всего глобального климата. Одна из таких болевых точек расположена над азиатской территорией страны и носит название Сибирского антициклона. От его поведения зависит без преувеличения климат всего северного полушария и, в каком-то смысле, всей планеты.

Придётся
приспосабливаться

– В следующем году на смену Киотскому протоколу должно прийти новое международное соглашение, предлагающее государствам снизить выбросы парниковых газов. Насколько эта мера может повлиять на изменение климата?

– Немного. Надеяться на остановку глобального потепления невозможно или очень трудно хотя бы потому, что нельзя вернуть прошлое. Дело в том, что климатические системы обладают долгой памятью. Отдельные ее части реагируют на вторжения, которые произошли в нее сотни и тысячи лет назад. Например, климат Центральной России сейчас находится в равновесии с воздействием на нее человечества 40-летней давности. То есть он думает, что мы все еще живем в 70-х годах.

– Получается, нам осталось только приспособиться к глобальным изменениям?

– Конечно, самая лучшая реакция на глобальные климатические изменения, которые, несомненно, будут еще более масштабными, это адаптация. А для того, чтобы сделать это правильно, нужна упреждающая информация, корректные прогнозы и адаптация к новым условиям на региональном и локальном уровне. В чем она может заключаться? Например, по моим подсчетам, через несколько десятилетий чрезвычайно важный для России балто-каспийский транспортный коридор будет доступным для навигации на два месяца в году дольше, чем сейчас.

Сейчас судьба России связывается с освоением Арктики, и совершенно правильно, что власти наконец-то посмотрели на глобусы, которыми они любят украшать свои кабинеты, и обратили на нее внимание. Северный Ледовитый океан, который в течение многих тысячелетий был закрыт для нас, откроется, и освоение нефтегазоносного шельфа Баренцева и Карского морей будет осуществляться в условиях уже меньшей ледовитости, но значительно большей частоты штормов и эрозии морских берегов. К этому нужно готовиться уже сейчас.

Вообще же, потепление климата принесет России больше положительного, нежели отрицательного. Конечно, будет происходить разрушение вечной мерзлоты. Но по сути, уже сейчас вся Западная Сибирь – это большое болото. Вечная мерзлота отступает в течение полутора столетий. Это нужно воспринять как факт и представить себе, как этот процесс будет происходить дальше.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*