НАШИ ЧИНОВНИКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ, НО… НЕ ЗНАЮТ ЗАКОНОВ

39 сотрудников мэрии Набережных Челнов из 324 не соответ-ствуют предъявляемым требованиям. Таковы результаты анкетирования, которое полтора месяца назад проводилось среди челнинских госслужащих. Главной его целью было выявить, насколько эффективно работают городские органы власти и каждый ее представитель в отдельности.

 

Ну никакого
воображения!

 

Руководитель проекта «Эффективно. рф»

Отрадно отметить, что итоги оценки муниципальных служащих – в том числе, как вы понимаете, и нелицеприятные – обсуждались не в кулуарах, не за закрытыми дверями высоких кабинетов, а на расширенном совещании с участием депутатов, руководителей предприятий и прессы. Несомненный плюс в пользу прозрачности работы мэрии, согласитесь.
К началу меро-приятия конверты с результатами «глубокой оценки персонала» уже были на руках у анкетируемых, и в зале, как в пчелином улье, стоял негромкий, но устойчивый гул – чиновники оживленно обсуждали результаты. Правда, когда в президиум сел мэр Василь Шайхразиев, притихли.

 

– Не надо бояться результатов анкетирования, – начал было он вполне благодушно. – Если у вас не тот результат, на который вы рассчитывали, лучше побыстрее пройти переподготовку и стать добросовестным, ответственным и культурным сотрудником, – ничего, казалось, не предвещало грозы, но вдруг ветер переменился, и Василь Гаязович сменил тон.

– Буквально в воскресенье мы завершили ремонт перекрестка проспектов Хасана Туфана и Сююмбике. И вот сегодня я стоял и наблюдал, как даже руководители некоторых бюджетных учреждений переходили этот перекресток: сначала шли по тротуару, но, уткнувшись в забор, не поворачивали назад, а продолжали идти по проезжей части. Какие же задачи перед ними можно ставить, если даже элементарные правила дорожного движения они не соблюдают?! Где личный пример?! Ну никакого воображения! – все больше распалялся мэр. – Увидел забор перед носом – ничего страшного, пойду по оживленной трассе! Вот вам простой пример, когда люди не могут с одного образа мышления переключиться на другой! Так сколько же вам нужно времени? У вас же большие коллективы в подчинении: у кого-то – 50 человек, у кого-то – 300-400, у кого-то еще больше. Какие вы можете ставить перед ними задачи?!

В зале наступила гробовая тишина. Но буря – на то и буря, чтобы внезапно грянуть, а потом так же внезапно успокоиться. На сцену пригласили Владимира Кутилова – руководителя проекта «Эффективно.рф», в рамках которого проводилось исследование. Он-то и должен был огласить результаты.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Возникает резонный вопрос: ну хорошо, проверили челнинских чиновников – но что их ждет дальше?
Как прозвучало на совещании, оценки каждого сотрудника будут переданы в управление персоналом и муниципальной службой мэрии. Итоги тестирования подошьют в личные дела работников мэрии, причем каждый руководитель подразделения при желании сможет ознакомиться с этими данными.
Сотрудники, получившие наивысшие баллы, скоро будут включены в кадровый резерв мэрии города. Те же, кто наоборот оказался в аутсайдерах, пройдут переобучение. На подготовку мэр дает им четыре-пять месяцев, после чего эта группа пройдет повторную аттестацию.

 

Оцени меня,
коллега!

Итак, анкетирование чиновников проходило своеобразно. В предложенных им анкетах сотрудники мэрии выставляли оценки сами себе и, главное, другим: руководителю, коллегам и подчиненным, если таковые имеются. В некоторых случаях поучаствовать в этом увлекательном процессе приглашали людей со стороны: например, эффективность работы управления образования (и каждого его специалиста в отдельности), кроме прочих, оценивали сотрудники школ.

Интересно, что были ситуации, когда некоторых чиновников просили перезаполнить анкеты, поскольку компьютер, обрабатывавший результаты, счел их ответы предвзятыми и необъективными. Правда, таких опросных листов оказалась самая малость – 20 из 1447.

Главный же результат исследования: 88% анкетируемых (285 человек) соответствуют предъявляемым требованиям.

– Из них 79 сотрудников получили высший балл и рекомендованы в кадровый резерв, поскольку не только соответствуют занимаемой должности, но и имеют большой потенциал для роста, – пояснил Владимир Кутилов. – 39 сотрудников оказались в списке несоответствующих. Но это означает лишь, – тут же оговорился он, – что они должны пройти дополнительное обучение и повышение квалификации.

В управленческом составе картина такова: 94% руководителей в челнинской мэрии соответствуют занимаемой должности. И только семь человек вызывают сомнения. Чуть бледнее на их фоне выглядят специалисты: отличных работников среди них – 84% (168 человек). Из них ровно четверть рекомендованы в кадровый резерв.

«И не надо меня
больше трогать»

А вот дальше началось интересное – итоги оценки профессиональной компетенции чиновников. Как выяснилось, самый высокий балл сотрудники челнинской мэрии показали по критерию «ответственное отношение к работе» – 81%.

– Ни у кого больше мы не видели таких результатов, – прокомментировал эту цифру руководитель «Эффективно.рф». – Здесь у вас наблюдается явный перекос.

А вот на последних местах у работников муниципалитета оказались лидерский потенциал (31%) и системное мышление (30%). Но если по первому докладчик оговорился, что лидеров много быть и не должно и что 31% – это даже более высокая, чем в среднем, цифра, то…

– …системное мышление – это ложка дегтя, о которой хотелось бы сказать отдельно, – Владимир Кутилов сделал паузу и обвел глазами собравшихся. – Что такое системное мышление? Это умение анализировать, долгосрочно планировать свои действия. Это понимание того, зачем вы выполняете то или иное задание, и видение на три-пять лет вперед, куда движется муниципалитет и каковы его приоритеты. К сожалению, в Набережных Челнах мы сталкиваемся с тем, что большинство сотрудников мэрии без лишних размышлений стремятся выполнить свой блок работ – «и не надо меня больше трогать».

Лечить болезнь, в простонародье называемую равнодушием, руководитель проекта предложил с помощью 17 обучающих программ. Часть из них, к слову, связана с базовыми навыками гражданского служащего: владением компьютером, умением работать в Интернете, знанием российских законов.

– Удивительно, что как раз таки базовое законодательство, в соответствии с которым сотрудники мэрии работают каждый день, они знают неважно. Возможно, на это стоит обратить особое внимание, – порекомендовал руководитель проекта.

 

МЭР НЕДОВОЛЕН
СВОИМ РЕЗУЛЬТАТОМ

 

После совещания «Неделя» задала
несколько вопросов Василю Шайхразиеву
и узнала, зачем ему это тестирование.

 

– Василь Гаязович, а вы лично проходили такое анкетирование?

– Проходил.

– Довольны результатом?

– Нет, не доволен. Я всегда говорю: если я доволен своим результатом, значит, нужно писать заявление и уходить с этой должности. Я всегда должен быть недоволен своей работой. Даже если выполнил ее на 100%, на следующий день нужно быть готовым сделать ее уже на 101%.

– Инициатором подобной проверки на профессиональную состоятельность сотрудников мэрии были вы. Зачем?

– Это анкетирование дает возможность посмотреть, в каком направлении человек более силен, а в каком – менее. Поэтому для меня важно увидеть, есть ли возможность раскрыть скрытый потенциал у того или иного руководителя. Если невозможно и у него развито что-то другое, значит, нужно перевести его на ту должность, где он сможет максимально реализовать свои таланты. Конечно же, анкетирование проводилось не ради того, чтобы поставить себе «пятерку» и успокоиться. Это начало следующей работы: сейчас в управлениях нужно будет проанализировать, кто справляется со своими обязанностями, кто – нет. Если справляется – здорово, если нет – тогда нужно подумать, как сделать этого сотрудника эффективным.

– Руководитель проекта «Эффективно.рф» предложил 17 обучающих программ для сотрудников мэрии. Намерены ли вы ими воспользоваться?

– Я уже дал команду: 39 сотрудников, показавших не очень высокие результаты, пройдут обучение. Но если даже вы получили оценку «соответствует требованиям», на этом нельзя останавливаться. Развиваться должны все – через тренинги, специальные курсы! Так что учиться будем вместе.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*