ДЕТКИ ЗАПУТАЛИСЬ В СЕТКЕ

Дети увязли в Интернете, а взрослые уже давно смирились с мыслью, что их оттуда ничем не вытянешь. Конечно, там есть много интересного и даже полезного. Российские социологи задались вопросом: с какой целью дети выходят в Сеть и какой урон психике ребенка может нанести излишняя Интернет-активность?

 

68% родителей позволяют детям свободно
пользоваться Интернетом

По данным ВЦИОМ и Фонда «Общественное мнение», основные пользователи Интернета в России – это дети и подростки. У нас в стране только 30% взрослых совершают регулярные вылазки в Сеть, тогда как 90% молодого поколения сидят там почти безвылазно. Согласно исследованию Института социологии РАН, в среднем по регионам каждый восьмой школьник «живет в Интернете», а в Саратовской области, например, 70% учащихся признались, что ежедневно тратят на виртуальную жизнь от одного до десяти часов своего времени. При этом 68% родителей позволяют детям свободно пользоваться Интернетом, и только для 16% школьников установлены временные ограничения и запрет на посещение

 

Российские психологи заинтересовались вопросом, что ловят наши дети в Сети? При этом речь идет не только о явных угрозах (нежелательная информация, вирусы, спам), но и о скрытых, способных вызвать личностные изменения у пользователей. Они опросили около пяти тысяч старшеклассников из 17 регионов России, задав основной вопрос: зачем они выходят в Интернет? Проанализировав данные, разделили молодых Интернет-пользователей на семь групп и определили, с какими рисками сталкивается каждая из них.

Любознательный: «Интернет – это информационная яма»

Это дети эры поисковых систем. Для подростков этой категории главное – не знать, а уметь найти необходимую информацию. Вместо стремления «думать» и «учить» такой ребенок предпочитает «искать». Кроме того, именно эта категория пользователей в наибольшей степени страдает информационной перегрузкой, которая приводит к серьезным стрессам.

Бунтарь: «Люблю «ломать» сайт президента Грузии»

Они открыто признают, что очень часто посещают запрещенные сайты и используют сеть для неблаговидных целей: скачивают порнографию, вступают в конфликты с другими пользователями, взламывают закрытые сайты. Подобная деятельность позволяет подростку почув-ствовать себя самостоятельным. Ощущение вседозволенности побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности в виртуальном пространстве может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни – происходит девальвация нравственности.

Игрок: «Играл всю ночь и забыл поспать»

Геймеры используют своих персонажей для самореализации и постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа. Это может привести к проблеме идентичности: живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь, что забывают о реальной. Общаясь от лица своего персонажа с другими, геймеры начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции.

Увлечение онлайн-играми может наносить и материальный ущерб: многие из них требуют финансовых вложений, которые в итоге могут вылиться в большую сумму.

Тусовщик: «Страдаю фигней и еще много чего разного умею»

Подростки, имеющие трудности со сверстниками, гораздо легче находят себе друзей и единомышленников в Интернете. Но вместе с тем у заядлых Интернет-тусовщиков теряются навыки межличностного общения в реальной жизни. Без привычных смайликов распознавать эмоции «живых» собеседников для них гораздо сложнее.

Прикрываясь никами и аватарками, общаясь одновременно с большим количеством людей, подросток рискует не справиться с поиском своего собственного «я». Это может удлинить кризисный период между юностью и взрослостью.

Потребитель: «Скачала музыки на 1800 рублей»

Такие пользователи привыкают к тому, что многое (программы, книги, музыку, фильмы) можно достать бесплатно. В поисках более выгодных условий приобретения чего-либо они могут клюнуть на удочку преступников: заплатить гораздо больше, чем обговаривалось, а получить совсем не то, на что рассчитывали. Но, как показало исследование психологов, как раз потребители чаще представителей других типов наиболее полно осознают всевозможные угрозы сети, а значит, имеют, по сравнению с другими, более высокий уровень психологической защищенности.

Ботаник: «Качаю шпаргалки для ЕГЭ»

Используя Интернет для учебы, подростки не только удовлетворяют свою потребность в новых знаниях и расширяют кругозор – найденная информация способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.

Дети из этой группы меньше, чем другие типы, встречаются с опасностями в Сети, гораздо реже дают Интернет-знакомым персональные данные и встречаются с ними в реальной жизни. Главный риск для них состоит в возможном некритичном отношении к той информации, которую они находят в Сети. Часто в поисках материала для учебы они могут сталкиваться с непроверенным, недостоверным контентом.

Деловой: «Ищу работу в Интернете»

Эти подростки уже начинают искать различные пути для своего развития и карьеры. При этом возникает угроза некоторого дисбаланса ценностей и целей: зачем учиться, если зарабатывать на жизнь можно и без школьного аттестата? Кроме того, пытаясь найти работу через Интернет, можно натолкнуться на аферистов. Порой юные бизнесмены могут не учитывать некоторые важные факторы, например, правовые.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*