13 января в России отмечался День печати. В последние годы бумажные газеты все чаще слышат невеселые прогнозы о своем будущем, отдаленно напоминающие слова героя кинофильма «Москва слезам не верит»: скоро не будет ни газет, ни книг, ни театров, а будет одна сплошная… Всемирная паутина. |
||
О том, сбудется ли столь пессимистичный прогноз и в чем секрет многолетнего успеха известного российского печатного издания, в эксклюзивном интервью журналисту «Недели» рассказал главный редактор газеты «Аргументы и Факты» Николай Зятьков. Сверните экранв трубочку! – Николай Иванович, так сколько еще лет, по-вашему, продержится так называемый «бумажный носитель» информации? Двадцать или тридцать? |
||
|
||
– В погоне за информацией Интернет-издания работают в сумасшедшем ритме. Вам не кажется, что при этом публицистика да и аналитика уходят на второй план?
– Нишу публицистики в Интернете заняли блогеры. Конечно, это не газетная публицистика, где каждое слово выверено автором и отточено редактором. В газете говорит колумнист, но за ним стоит редактор, поэтому автор находится в некоем коридоре – этическом, политическом. Сегодня многие с удоволь-ствием читают полюбившихся блогеров, которые выражают свое мнение. Это даже и хорошо, что оно непричесанное! Кто-то считает, что подобной информации стало слишком много и она уж очень индивидуальна. Я думаю, что сегодня после обилия сухой информации идет возврат к эмоциональной журналистике именно в Интернете. Жизнь настолько рационализирована, что от журналиста хочется, прежде всего, живой эмоции и индивидуальности. «Успеху мешает эго» – Тираж «Аргументов и Фактов» почти три миллиона экземпляров. Поделитесь, в чем секрет вашего успеха? – Мы раньше скрывали формулу своего успеха, но в последнее время поняли, что можно смело поделиться этой информацией, так как все равно никто это не сможет повторить. Секрет прост: нам помогает живая связь с читателем. Это подтверждают и законы бизнеса, ведь знание своего потребителя приносит прибыль. Мы тоже создаем такой товар, в котором нуждаются. Издание проводит большую аналитическую работу, которая помогает ответить на вопрос: что читателю нужно именно сегодня? Второе условие успеха – интерактивность. Мы, например, заказывали исследование одной известной мировой компании, и зарубежные эксперты заявили, что «АиФ» – это бумажный Интернет. Дело в том, что мы давно открыли для себя рубрику, в которой специалисты отвечают на вопросы читателей. Сегодня это очень востребовано. Недавно я обнаружил, что телевизионный канал «Euronews» начал принимать вопросы жителей разных стран Европы, которым так же отвечают специалисты. «Euronews» только сейчас дошел до того, что мы делаем уже много лет. – Почему вы уверены, что этот секрет успеха никто не сможет повторить? – Потому что у других изданий существует определенный журналистский снобизм, что-то вроде «писатель пописывает, читатель почитывает». Многие хотят на страницах газет представить свое эго, а читатель для таких журналистов вторичен, он нужен для того, чтобы «проглатывать» все сказанное. – Сколько человек трудится над одним номером «АиФа»? – Только в центральной редакции работает около 60 журналистов. Плюс рекламная, региональная службы. Более 60 наших газет выходят в регионах и за рубежом. Если посчитать всех сотрудников, то получится около полутора тысяч человек. Когда поступать – Можно ли научиться журналистике или склонность к этой профессии и умение писать должны быть в человеке изначально? – Я сам по первому образованию инженер-строитель, позже закончил журфак МГУ, но в те годы я уже работал и сознательно пошел в профильный вуз. После школы поступать на журфак, думаю, нет смысла. Научить писать невозможно, и если есть талант, то его можно развить. Кроме того, журналист должен быть пытливым, объективным, иметь желание докопаться до истины. – Как вы отнеслись к происходящему в издательском доме «Коммерсантъ» (имеется в виду череда увольнений в руководстве издания из-за «неполиткорректной» первой полосы в журнале «Коммерсантъ-Власть» – прим. ред.)? Сопереживаете коллегам? – Конечно. Я поддержал журналистов и как член общественной палаты РФ, хотя, не в укор будет сказано, некоторые коллеги прохладно к этому отнеслись. Журналисты «Коммерсанта» допустили некоторые этические недочеты, но они не стоили того, чтобы увольнять редактора, так как человек имеет право на ошибку и у него для этого были определенные резоны. Думаю, это было сделано в назидание всем остальным СМИ и главным редакторам в период обострения политической ситуации. Хотели превентивно уволить одного-двух, чтобы остальные прикусили языки. Хотя даже премьер-министр Путин с юмором прокомментировал публикацию и, думаю, не лукавил. |
||
|