На что жалуемся? На врачей…

В понедельник казанские правозащитники открыли «горячую линию». Позвонив на нее до 16 февраля, татарстанцы могут пожаловаться на предоставляемые в медицинских учреждениях услуги, которые, будучи по закону бесплатными, тем не менее, оказываются платно. Явление, согласитесь, весьма распространенное: начиная с пятирублевой пары бахил и кончая операциями, стоимость каковых исчисляется порой десятками и сотнями тысяч рублей и… совестью лечащего врача, которому мы смущенно суем в карман «конвертик».
 

Об эффекте «горячих линий», все разъедающей коррупции и нашем страхе о ней заявить, а также о том, что со всем этим делать, в эксклюзивном интервью «Неделе» рассказал руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.

Не нужно платитьза бесплатные
услуги!

– Игорь Николаевич, «горячая линия», посвященная поборам в различных сферах нашей жизни, уже не первая в практике Казанского правозащитного центра. Сколько обращений обычно вы фиксируете?

 

– На первую «горячую линию» по школьным поборам, которую мы впервые провели в 2009 году, поступило порядка 50 обращений. Приблизительно столько же было и в 2010-м. А вот в 2011 году мы зафиксировали около 300.

 

– О чем это говорит? Растет количество поборов или все-таки правовая грамотность татарстанцев?

–  Касаясь школьных поборов, это говорит о том, что люди стали понимать: они не должны платить за то, что и так полагается им бесплатно, по закону. Если раньше в порядке вещей было раскошеливаться за учебники, охрану школы, работу уборщицы, то наши информационно-юридические кампании и проведенные прокуратурой проверки дали возможность людям понять: они не должны платить за эти «услуги». И то, что эти деньги образовательные учреждения у них вымогают, – незаконно. Жители стали проявлять большую, чем раньше, активность, и в 2011 году мы получили вал обращений.

– Теперь вы открыли «горячую линию» по поводу поборов уже в сфере здравоохранения. Насколько активно люди звонят и жалуются?

– За три дня мы получили более 70 обращений. Кроме Казани, довольно много звонков было из Высокогорского и Зеленодольского районов. Мы принимаем обращения из любых населенных пунктов Татарстана.

– Что происходит дальше с этими обращениями? Вы их рассматриваете – и…

– Казанский правозащитный центр – это всего лишь общественная организация. Наш потенциал заключается в том, что мы имеем возможность получать от населения такие сигналы, которые оно не хочет (или не может!) направлять по прямому назначению – во властные органы, опасаясь гонений и репрессий.
В случае со школами люди боятся, что их детей засыплют «двойками» и будут плохо к ним относиться. В случае с медициной – «А как же нас потом лечить будут?!» Вариантов много, но у каждого человека есть свои причины, чтобы не обращаться за правдой к власти. Более того, даже к нам чаще всего звонят анонимно. Но это не умаляет роли прокуратуры, которая проводит проверку даже «безымянных» сообщений.

Ну, давайте
лапки сложим!

– И все же, Игорь Николаевич, чего вы намерены добиться этими единовременными акциями? Понятно же, что поборы в школах и больницах в ближайшее время не прекратятся…

– А почему вы так думаете?

– Потому что такова система.

– Ну, давайте тогда лапки сложим и будем платить за лечение и учение!

– В таком случае почему продолжительность «горячих линий» столь невелика – всего
10 дней?

 

– Так ведь вопрос не в том, чтобы зафиксировать все нарушения в республике, а в том, чтобы дать человеку не рыбу, а удочку! Чтобы он понимал: то, что с ним происходит в медицинских учреждениях, – это неправильно! Да, у врачей и учителей маленькие зарплаты, но все же это не повод, чтобы брать огромные суммы на покупку мебели в кабинет или на операцию по родовспоможению. Если человек будет знать, что на эти цели учреждения образования и здравоохранения вообще-то получают из бюджета деньги (и неплохие!), у него, по крайней мере, появится выбор: платить или не платить.

– То, о чем мы сейчас с вами говорим, – это хоть и мелкие, но проявления коррупции. По вашим наблюдениям, коррупция в Татарстане – это большая проблема? Какие сферы затронуты ею больше всего?

– Думаю, это большая проблема. Много разных исследований проводилось на эту тему, но, насколько я знаю, самые «больные» отрасли – это правоохранительные органы, медицина и образование.

– В то время как народ все больше клеймит чиновников…

– Понимаете, пока он будет «клеймить» их у себя на кухнях, а не обращаться по всем фактам в полицию и прокуратуру, предметного разговора не получится. Пока же, увы, большинство из нас продолжает, не прибегая к правовым методам, совать чиновникам конверты за выделение земли, льгот или еще каких-нибудь преференций, а потом на каждом углу кричать, как эти самые чиновники оборзели! А ведь это только потворствует процветанию коррупции и никак не ведет к ее сокращению.

Непоборимая

– Вы являетесь членом Совета при президенте РТ по противодействию коррупции. Насколько успешно, по-вашему, идет борьба?

 

– Совет – это, конечно, не орган борьбы. С коррупцией борются только подразделения Следственного комитета, которые расследуют эти дела, и органы полиции, которые осуществляют оперативно-розыскное сопровождение (плюс органы ФСБ – в зависимости от резонансности дела).

Что касается Совета, в последнее время статус его изменился: раньше его возглавлял руководитель администрации президента РТ, а с прошлого года – сам президент. Совет занимается тем, что выявляет проблемные обла-сти, где нечистые на руку люди могут поживиться (образование, медицина, госзакупки, банкрот-ства, госслужба и так далее),
и при помощи административных мер обращает на них внимание уполномоченных органов.

 

– Ну, а эффект от этой работы вы замечаете?

– Ой, судя по количеству в нашей стране антикоррупционных советов, комиссий и комитетов, мы боремся с коррупцией, не покладая рук! Только вот какая-то она непоборимая…

 

Жалобы на «горячую линию» принимаются по следующим телефонам: (843) 2-77-03-86, 2-78-87-10.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*