В понедельник казанские правозащитники открыли «горячую линию». Позвонив на нее до 16 февраля, татарстанцы могут пожаловаться на предоставляемые в медицинских учреждениях услуги, которые, будучи по закону бесплатными, тем не менее, оказываются платно. Явление, согласитесь, весьма распространенное: начиная с пятирублевой пары бахил и кончая операциями, стоимость каковых исчисляется порой десятками и сотнями тысяч рублей и… совестью лечащего врача, которому мы смущенно суем в карман «конвертик». | ||
Об эффекте «горячих линий», все разъедающей коррупции и нашем страхе о ней заявить, а также о том, что со всем этим делать, в эксклюзивном интервью «Неделе» рассказал руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Не нужно платитьза бесплатные – Игорь Николаевич, «горячая линия», посвященная поборам в различных сферах нашей жизни, уже не первая в практике Казанского правозащитного центра. Сколько обращений обычно вы фиксируете? |
||
|
||
– О чем это говорит? Растет количество поборов или все-таки правовая грамотность татарстанцев?
– Касаясь школьных поборов, это говорит о том, что люди стали понимать: они не должны платить за то, что и так полагается им бесплатно, по закону. Если раньше в порядке вещей было раскошеливаться за учебники, охрану школы, работу уборщицы, то наши информационно-юридические кампании и проведенные прокуратурой проверки дали возможность людям понять: они не должны платить за эти «услуги». И то, что эти деньги образовательные учреждения у них вымогают, – незаконно. Жители стали проявлять большую, чем раньше, активность, и в 2011 году мы получили вал обращений. – Теперь вы открыли «горячую линию» по поводу поборов уже в сфере здравоохранения. Насколько активно люди звонят и жалуются? – За три дня мы получили более 70 обращений. Кроме Казани, довольно много звонков было из Высокогорского и Зеленодольского районов. Мы принимаем обращения из любых населенных пунктов Татарстана. – Что происходит дальше с этими обращениями? Вы их рассматриваете – и… – Казанский правозащитный центр – это всего лишь общественная организация. Наш потенциал заключается в том, что мы имеем возможность получать от населения такие сигналы, которые оно не хочет (или не может!) направлять по прямому назначению – во властные органы, опасаясь гонений и репрессий. Ну, давайте – И все же, Игорь Николаевич, чего вы намерены добиться этими единовременными акциями? Понятно же, что поборы в школах и больницах в ближайшее время не прекратятся… – А почему вы так думаете? – Потому что такова система. – Ну, давайте тогда лапки сложим и будем платить за лечение и учение! – В таком случае почему продолжительность «горячих линий» столь невелика – всего |
||
– То, о чем мы сейчас с вами говорим, – это хоть и мелкие, но проявления коррупции. По вашим наблюдениям, коррупция в Татарстане – это большая проблема? Какие сферы затронуты ею больше всего? – Думаю, это большая проблема. Много разных исследований проводилось на эту тему, но, насколько я знаю, самые «больные» отрасли – это правоохранительные органы, медицина и образование. – В то время как народ все больше клеймит чиновников… – Понимаете, пока он будет «клеймить» их у себя на кухнях, а не обращаться по всем фактам в полицию и прокуратуру, предметного разговора не получится. Пока же, увы, большинство из нас продолжает, не прибегая к правовым методам, совать чиновникам конверты за выделение земли, льгот или еще каких-нибудь преференций, а потом на каждом углу кричать, как эти самые чиновники оборзели! А ведь это только потворствует процветанию коррупции и никак не ведет к ее сокращению. Непоборимая – Вы являетесь членом Совета при президенте РТ по противодействию коррупции. Насколько успешно, по-вашему, идет борьба? |
||
|
||
– Ну, а эффект от этой работы вы замечаете?
– Ой, судя по количеству в нашей стране антикоррупционных советов, комиссий и комитетов, мы боремся с коррупцией, не покладая рук! Только вот какая-то она непоборимая…
Жалобы на «горячую линию» принимаются по следующим телефонам: (843) 2-77-03-86, 2-78-87-10. |