Практически ни один новогодний праздник не проходит без того, чтобы хоть на одном телеканале не показали этот замечательный фильм. С него, можно сказать, началось триумфальное шествие по всему свету кинолент гениального режиссера, сценариста и поэта Эльдара Рязанова. Едва появившись, этот фильм был тут же «разобран» на цитаты. Сегодня, спустя много лет, он остается одной из самых знаменитых и любимых зрителями комедий.
«Снимай что прикажут!»
Закончив в 1955 году работу над музыкальной картиной «Весенние голоса», молодой режиссер Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма «Встречи на Камчатке». Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом. Но руководитель проявил настойчивость. Сценарий не вызывал у Рязанова особого воодушевления. По существу, это было эстрадное кинообозрение. Вместо живых людей сценарий населяли маски.
Но приказ мосфильмовского начальства не оспоришь! Смирившись, Рязанов приступил к разработке своего, режиссерского сценария, хотя это не могло спасти положение. Эльдар Александрович сказал впоследствии:
– Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил всяких несоответствий и несообразностей.
Интеллигентный Ильинский
Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность. На эту роль Рязанов пробовал многих артистов, пока не остановился ни кандидатуре Петра Константинова. Но Пырьев, увидев пробу Константинова, забраковал ее категорически: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!» Это предложение повергло Рязанова в панику. Знаменитый актер театра и кино Игорь Ильинский был классиком сценического искусства. А вдруг он станет навязывать ему свои решения? И пока Игорь Владимирович читал сценарий, Рязанов молил в душе: «Хорошо бы отказался!»
Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссеру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.
Помог случай
Когда весной 1956 года 20-летняя студентка института кинематографии Людмила Гурченко пробовалась на роль Лены Крыловой, ее задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Актрисы, которые претендовали на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. Но в те времена главной все же была внешность актрисы. Людмилу снимал один из помощников главного оператора, и снял неудачно. Костюм случайный, проба наспех. Кандидатура Гурченко даже не рассматривалась на худсовете.
Помог случай. Пырьев случайно встретил начинающую актрису в коридоре киностудии и, увидев ее заплаканное лицо, отвел обратно на пробы. При этом велел правильно выставить свет, как следует загримировать актрису и одеть ее поприличнее. В итоге роль Гурченко получила!
Под неусыпным оком директора
Пырьев контролировал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так, первая встреча с бюрократом Огурцовым в его кабинете была переснята трижды, пока результат не удовлетворил директора «Мосфильма». Если же эпизод Пырьеву нравился, он не стеснялся похвалить режиссера.
– Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику, – вспоминал Рязанов. – Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался – страшился директора. Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Иван Александрович был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня «тихим упрямцем», продолжал упорствовать и добивался своего.
Работа на успех и успех после работы
Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето. Театры разъехались на гастроли, и добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе Театра Советской Армии.
Многое из образных решений рождалось в процессе съемки, импровизационно. Например, эпизод с горе-лектором по астрономии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела». Тогда развертывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний. Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать где угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в «Карнавальной ночи», можно сказать, из жизни. А сыграл лектора замечательный актер Сергей Филиппов.
Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой. Пырьев давал важные советы о ритме и темпе комедии…
«Карнавальную ночь» сняли за рекордно короткие пять месяцев. Несмотря на то, что фильм не анонсировали, он стал хитом 1957 года. Тогда его посмотрели 50 миллионов зрителей. Впрочем, несмотря на солидный возраст, кинолента и сейчас продолжает собирать миллионы поклонников, но уже у цветных, а не черно-белых экранов.
Картина не могла не понравиться зрителям. Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен… Обаятельные молодые актеры, созвездие известных комиков, хорошие песни. При этом, как отмечали критики, молодой режиссер проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями Огурцова или лирической вставкой. Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой – и все это восходило к ощущению «общей радости», которое словно «рвалось наружу из картины».
Критики и журналисты не скупились на похвалы не только актерам, но и Рязанову. Появился режиссер, которого сама судьба обязывает делать комедийное кино.
Сиквел и послесловие…
А сам фильм словно требовал продолжения. И таковое вскоре появилось. Сам Игорь Ильинский снял ленту «Старый знакомый», в которой поведал о летних приключениях бюрократа Огурцова – уже в санатории. Его герой тоже просматривает эстрадные номера и опять вечно чем-то недоволен. В этот фильм перекочевали некоторые персонажи из «Карнавальной ночи». На мой взгляд, лента получилась так себе, искрометным юмором она не блещет и рассчитана на неприхотливого зрителя.
Через полвека после «Карнавальной ночи» вышла рязановская же «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя». Сюжет незамысловат. В театр, где 50 лет назад проходил спектакль «Карнавальная ночь» под руководством Огурцова, приезжает Эльдар Рязанов с просьбой о снятии фильма на ту же тему по написанному им сценарию. Нынешний директор Сергей Сергеевич Кабачков, заменивший на посту Огурцова, категорически против постановки и отказывает Рязанову, так как, по его словам, театр – это все-таки дом культуры, а не эстрадный кабак. Об отказе вскоре узнают организаторы спектакля Алёна Крылатова и Денис Колечкин и решают подстроить выступление актеров так, чтобы как можно больше помешать запланированной программе директора театра. Несмотря на то, что Кабачков изо всех сил рассказывает о том, каким честным был товарищ Огурцов, сам он далеко не столь странен и глуп. Он имеет собственное представление о том, каким должен быть будущий концерт, и старается сделать его именно таким.
В общем, удачей этот фильм назвать трудно… Чего не скажешь о первой «Карнавальной ночи!»
09.01.2013 в 09:49
прекрасный фильм! И в этот новый год посмотрели еще раз с большим удовольствием. Жаль только что Людмилы Марковны не стало — талантливая была артистка.