По мнению главы Татарстана Рустама Минниханова, в школах республики необходимо ввести преподавание основ бизнеса. Об этом он сказал при награждении участников «Фабрики предпринимательства». Поздравляя финалистов, глава высказал пожелание, чтобы будущие выпускники школ владели основами ведения бизнеса.
Проблема не нова
Экономическое образование в школах РФ существует достаточно давно. Около пятнадцати лет в отдельных учебных заведениях уже преподают школьникам основы экономики. Однако если брать срок в масштабах существования других школьных дисциплин – это совсем мало, чтобы успела выработаться единая система, приемлемая для повсеместного внедрения
Уже в начале 1990-х годов реалии в стране стали стремительно изменяться как для всего общества в целом, так и для системы школьного преподавания. Если в СССР основной упор делался на получение базовых знаний в точных и естественных науках, то нынешние времена поставили перед образованием новую задачу: требовалось дать школьникам не столько знания, сколько умения. Научить их познавать мир и самих себя, дать толчок к самосовершенствованию.
Сначала основы экономики преподавались в школах в девятом классе — тогда еще существовала десятилетняя система обучения. Но во многих школах не было желания включать предмет в список экзаменов. Поэтому он был факультативным в десятом, а потом и в одиннадцатом классах. Его изучали те ученики, кто уже сделал свой выбор в пользу поступления в ВУЗы экономической направленности.
С появлением гимназий и лицеев, ориентированных на углубленное изучение экономики, в их программах появился подобный предмет уже в пятом классе. Такой разброс в подходах привел к тому, что не было единой программы для школ. Одни предусматривали изучение экономики на протяжении года, другие — трех и более. Поэтому и учителя оказались дезориентированы — не знали, какую из программ считать базовой.
В настоящее время преподавание основ экономики по-прежнему не вышло из рамок эксперимента. Никто толком не знает, каким образом можно приобщить школьника к существующим в реальности экономическим отношениям. Этот вопрос до сих пор является предметом споров в среде педагогов. А новые и новые программы тем временем разрабатываются и обсуждаются. Одни нацелены на теорию экономики, другие максимально приближены к практике.
Даже такой основополагающий вопрос, как возраст, с которого следует начинать изучение предмета, до сих пор не решен. И это при том, что еще с 1994 года был введен стандарт высшего образования, в котором перечислены минимальные требования к полученным знаниям.
Требуется единый подход
Без определения единого подхода к преподаванию в школах основ экономики или бизнеса невозможно определиться и с программой. Всего существует четыре подхода и все они в большей или меньшей степени применяются в разных школах на территории РФ:
- первый подход предполагает преподавание основ экономики с ориентацией на ведение бизнеса;
- второй подход – это изложение основ экономической теории;
- третий предполагает получение знаний в области функционирования экономики;
- четвертый подход – сугубо академический.
Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки
В случае, когда подростков пытаются научить основам ведения бизнеса, получается, что на уроках им преподают, по большому счету, систематизированные полезные советы. Но они не всегда соответствуют российским реалиям, поскольку почерпнуты из западных источников.
Второй тип подхода – теоретический, предусматривает обучение прикладным экономическим дисциплинам. Если сосредоточится на таком преподавании, то в результате мы сориентируем школьников на поступлении в экономические ВУЗы. Получим перепроизводство таких специалистов, как бухгалтеры и экономисты. Связь с реальным бизнесом не очень-то и просматривается.Подобные недостатки есть и у других подходов к преподаванию. Идеала ни в одном из них не просматривается.
Функциональный подход к преподаванию экономики в школах направлен на обучение детей основам общей культуры, на формирование у них адекватного восприятия реалий сегодняшней жизни. Они должны понять суть тех процессов, которые происходят в экономике. Это, по большому счету, курс экономической грамотности.
Подход академической направленности наиболее популярен в среде управленцев от образования. Об этом говорят грифы «рекомендовано министерством» на учебниках этого направления. Такие учебники предполагают постепенное усложнение материала по мере его преподавания, хотя дается достаточно упрощенное понимание экономических процессов и законов. Однако, для многих школьников такой курс в их восприятии превратится еще в «одну математику», от которой в реальной жизни нет никакой пользы. Тут, скорее всего, следует говорить о факультативном изучении предмета. Академический подход дает системность, и в этом его главный плюс.
Спору нет, учить школьников основам бизнеса и экономики надо. Но для этого, прежде всего, нужна выверенная программа со сбалансированным подходом. Если такое получится в Татарстане, то регион окажется в лидерах школьного экономического образования.