Туризм останется точкой роста для РТ

kazkreml26 февраля на заседании Казанской городской думы прозвучало смелое заявление. Озвучил его Ильсур Метшин. По его словам, Казань – туристическая Мекка Российской Федерации. Он подчеркнул, что туризм для Казани перестал быть чем-то второразрядным. Теперь это самостоятельная отрасль экономики столицы республики. У Казани появилось свое туристическое лицо. Сложился образ безопасного, культурного, комфортного для пребывания в нем туриста города.

Есть, чем гордиться

За прошлый год Казань посетило туристов больше на 20%, чем в прошлом году. Столица Татарстана приняла 2,1 млн. человек. Из них чуть меньше 100 тыс. – иностранцы. За последнее десятилетие поток туристов вырос в 3,5 раз. Рост не приходит сам по себе, для него необходимы согласованные и продуманные наперед действия властей, туроператоров, предприятий сервиса и транспорта. Всякий годовой показатель суммируется из отдельных цифр. Так, в прошлом году прошло светошоу в Казанском кремле. Мероприятие длилось 9 дней. За это время зрителями стали 20 000 человек. 5 000 стали участниками «Казанской велоночи». К уже существующим туристическим маршрутам по столице Татарстана добавились новые – четыре пешеходных маршрута по историческому центру столицы. Три маршрута пролегают через архитектурные жемчужины Казани.

Столица Татарстана в прошлом году имела очень неплохие показатели в различных российских и даже мировых туристических рейтингах. Например, она заняла престижное 42 место в мире как город, обладающий лучшими гостиницами. В российском рейтинге она входит в тройку лидеров по количеству бронирований номеров в гостиницах на весь 2016 год. Конкуренцию Казани составили только Москва и Санкт-Петербург.

В кризисной ситуации при падении промышленного производства развитие туризма в Казани и вообще в Татарстане уже стало определенной точкой роста, позволяющей создавать рабочие места, привлекать инвестиции и давать населению заработок. Поэтому следует очень бережно относиться к тем, кто развивает туризм в регионе. При этом строго следить, чтобы уровень сервиса отвечал самым высоким стандартам. Одними историческими местами, архитектурными памятниками массового туриста не заманить. Нужен качественный сервис, инфраструктура, интересные мероприятия. И все это, кажется, уже появилось в Казани не только на словах, но и на деле.

Экономическая арифметика

Туризм – это, в первую очередь, бизнес. То есть, делается определенное вложение средств, а после него происходит их возврат и получение определенной прибыли. Если же прибыли нет, то это уже не бизнес, и не туризм. Не всегда экономический эффект от вложения в туризм очевиден. Чтобы понять это на примере одного события – фестиваля исторической реконструкции «Великий Булгар», воспользуемся экономической раскладкой, сделанной начальником отдела госкомитета по туризму Татарстана Артуром Абдрашитовым.

Фестиваль исторической реконструкции «Великий Булгар» является событием, которое привлекает туристов. Но его нужно должным образом организовать. Финансироваться событие может из бюджета, частными лицами или компаниями. Можно оставить в стороне имиджевую сторону фестиваля и посмотреть на его экономическую выгоду для бюджетной сферы.

Весь бюджет фестиваля, то есть, средства, потраченные на его подготовку и проведение, составили 3,5 млн. рублей. 26 тыс. человек стали его участниками и посетителями. Если не учитывать трат приезжих на проживание, то каждый потратил около 1 400 рублей. В бюджет Татарстана, из которого и финансировался фестиваль, возвратилось 7,4% от потраченного туристами. 103,6 рубля следует умножить на 26 тыс. Получается около 2,7 млн. рублей, вернувшихся в бюджет. Вроде бы, пока убыток – потрачено больше, чем вернулось. Однако если учесть затраты на проживание, то возврат в бюджет больше. В кемпингах и гостиницах останавливалось около 2,5 тыс. туристов. В среднем чек на одного составил 600 рублей. Вот еще 100 тыс. рублей плюсуется в республиканский бюджет. Пока еще затраты не перекрыты. Но существует так называемый мультипликативный эффект. Он составил в условиях фестиваля 832 рубля в расчете на каждого туриста. Поэтому конечная цифра поступлений в бюджет не 2,8 млн, а 23,5 млн. Таким образом, прямые поступления – это 0,78 рублей с каждого вложенного рубля. А при учете мультипликативного эффекта получается другая цифра – 6,65 рублей с каждого вложенного в мероприятие рубля.

Направления

Главным направлением развития туризма в Татарстане является внутрироссийский туризм. Прирост количества внутренних туристов в последние годы составил около 10-12%% в год. Кроме естественного желания узнать свою страну поближе сработал и фактор уменьшения туристического потока в Египет и Турцию. Внутренний турист на сегодняшний день хоть и менее требователен, чем иностранный, но минимальным набором услуг его не удовлетворишь. О том, что с этим проблем в туристической сфере Татарстана почти нет, говорит уже тот факт, что самый большой рост произошел в гостиничном бизнесе столицы – 18%. Выросло и количество заселяющихся, и чек каждого туриста.

О росте внутреннего туризма свидетельствует и динамика казанского аэропорта. В прошлом году пассажиропоток сократился на 9%, однако при этом внутренние перевозки выросли – рост составил 8%. Если учесть, что из-за кризиса число деловых полетов пассажиров сократилось, то этот рост – исключительно заслуга внутренних туристов.

Туристов в основном привлекают фестивали, крупные спортивные соревнования. В такие дни наблюдается всплеск числа людей, посещающих столицу республики. Но только на такие информационные поводы рассчитывать нельзя. Поток туристов в идеале должен быть постоянным, только так можно заполнить отели, рестораны, кафе, набирать экскурсионные группы. В этом смысле тоже многое делается. Скажем, была проведена акция «Обними Кремль». Две тысячи человек стали, взявшись за руки, под стенами Кремля. Это лишь одна из акций, а их будет целая серия, которые демонстрируют гостеприимство Казани. Подобные акции неминуемо попадают в прессу, делая рекламу Казани.

Есть и очень перспективное направление, которое пока используется слабо – паломничество. Существует святая для каждого православного россиянина икона – икона Казанской Божьей Матери. Она обретена в Казани. Однако потока паломников в эти места не наблюдается, а его можно организовать. Скажем, в небольшой португальский город с населением всего в 50 000 человек ежегодно приезжает 7 млн. паломников, чтобы поклониться Фатимской Божей Матери. Конечно, такое привлечение людей по новому направлению потребует определенных затрат, но они обязательно окупятся для столицы.

Растет и въездной туризм в Татарстане. Основные направления – это азиатский, хотя приезжают и из Финляндии, США. Заметно оживилось китайское направление. Для китайцев организовали так называемый «красный маршрут». Их интересует то, что связано с советским прошлым. Ведь в КНР до сих пор почитают того же В.И. Ленина. Понятно, что с китайцами надо развивать и другие направления. Подрастающее поколение уже не так живо реагирует на коммунистическое прошлое.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*