В сложной экономической ситуации одним из показателей, отражающих реальное положение дел, является уровень доходов населения. В таких условиях сложно выявить сложившуюся динамику, особенно в таком развивающемся регионе, как Татарстан. Проанализируем показатели и сделаем вывод о том, насколько беднее стали жители республики.
Согласно различным оценкам, за прошедший год доходы россиян с поправкой на инфляцию снизились на 5,5-6,0%, и практически все аналитики сходятся во мнении, что перспектив для оптимизма в ближайшие пару лет ждать не приходится. Фактически, первые положительные изменения макроэкономических показателей запланированы на 2019 год, что уже сейчас позволило говорить о том, что нынешнее положение дел в сфере оплаты труда и социальных выплат – худшее с конца 90-х годов прошлого столетия.
В действительности, не стоит понимать эти цифры в буквальном выражении, поскольку среднестатистические показатели не позволяют проецировать данные на уровень доходов людей, занятых в различных сферах.
Экономический рост и падение уровня доходов: парадоксальная ситуация или объективная реальность?
Как известно, Татарстан обладает развитым экономически потенциалом, который в большинстве отраслей закладывался в прошедшие десять лет. Более того, реализация ряда инвестиционных программ ещё не окончена, а часть проектов только начинают выходить на самоокупаемость.
Всё вышесказанное относится к таким приоритетным отраслям, как нефтепереработка, химическое производство и сельское хозяйство. Учитывая экспортный потенциал таких предприятий, а также хорошее состояние материально-технической и технологической базы, можно с уверенностью говорить о перспективах роста производства, и, как минимум, сохранении уровня оплаты труда.
Кроме того, по ряду наиболее успешных проектов статистические показатели демонстрируют небольшой рост уже сейчас. Как отметила на прошедшей коллегии Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина, за прошедший год в регион было привлечено 482 млн. долларов иностранных инвестиций, основная часть которых направлена в формирующуюся особую экономическую зону «Алабуга», инвестиционные показатели которой за прошедший год выросли вдвое.
Причём несмотря на общеэкономический спад и обострение внешнеполитической обстановки, Татарстан по-прежнему сохранил потенциал привлечения зарубежного капитала. По мнению представителя брокерской компании «Алор брокер» Кирилла Яковенко, развитая инфраструктура, удачное географическое положение, уровень производства и наличие собственной сырьевой базы позволит сохранить эти показатели даже в случае ухудшения инвестиционной привлекательности России в целом.
Однако не стоит проецировать экономический потенциал отдельных отраслей на экономику республики в целом. У регионального правительства существуют серьёзные ограничения касательно перераспределения доходной части бюджета и определения объёмов социальных выплат. Основные вопросы, касающиеся заработных плат бюджетников, пенсий и пособий, определяются федеральным бюджетом, который складывается в том числе и с учётом отстающих регионов. Таким образом и складывается парадоксальная ситуация, когда в развитом социально-экономическом регионе наблюдается падение уровня доходов основной части населения, обусловленное сложной экономической ситуацией в стране.
Увеличение разрыва в уровне доходов населения как следствие стагнации экономики
Фактически, если проанализировать различные макроэкономические показатели Республики Татарстан за прошедшие несколько лет, будет выявлена противоречивая тенденция, заключающаяся в неоднозначной оценке динамики изменения уровня доходов населения.
Если говорить конкретно, то мы является свидетелями ситуации, когда несовершенство методики оценки этого показателя не позволяет определить реальное положение дел.
Если же мы рассмотрим доходы населения по отраслям, то картина становится максимально ясной. В ряде приоритетных экономических областей, благодаря своевременному инвестированию и созданию конкурентоспособного продукта, что особенно важно – на внешних рынках, наблюдается рост уровня доходов населения, причём процентные его показатели гораздо выше инфляции и в расчёте на трудоспособную часть жителей республики демонстрируют положительную динамику.
Если принимать во внимание всю бюджетную сферу, а также нетрудоспособное население и пенсионеров, то ограничительные механизмы федерального бюджета сказываются на падении уровня их доходов (если, конечно, делать поправку на реальную инфляцию и снижение покупательской способности). С учётом того, что количество граждан из второй категории существенно превышает занятых в высокодоходных отраслях, средние статистические показатели сигнализируют если не о падении, то о сохранении доходов на прежнем уровне.
С учётом фактических экономических прогнозов можно сделать вывод о том, что для Республики Татарстан разрыв в уровне жизни населения будет только нарастать, что со временем может привести к снижению средних показателей по региону, даже несмотря на развитие ряда отраслей.
Свою роль в этом процессе определённо сыграет и федеральная политика, направленная на сохранении уровня безработицы на достаточно низком уровне. Единственным механизмом достижения этой цели является перераспределение доходной части бюджета на финансирование социальной сферы и субсидирование отстающих отраслей. Всё это, в конечном итоге, ляжет на плечи развивающихся регионов, которые вместо реинвестирования станут донорами для поддержания экономики на плаву. Это достаточно опасная практика, которая оправдана исключительно на краткосрочной перспективе, длительное же использование описанных механизмов приведёт к снижению уровня доходов населения вне зависимости от сферы деятельности.
Косвенно это подтверждается и показателем производственного роста, который в Татарстане составил 3,4% за 8 месяцев текущего года, и если сравнить его с общероссийским результатом в 0,4%, то можно с уверенностью констатировать, то республика станет регионом-донором в части восприятия социальной нагрузки, безработица же составляет всего 3,9%.
Исходя из вышесказанного, негативная динамика снижения уровня реальных доходов и увеличения количества граждан, находящихся за чертой бедности, уже начинает проявляться по ряду аналитических показателей. В сложившейся ситуации для Республики Татарстан действенным механизмом будет не субсидирование убыточных направлений, а консолидация усилий по переориентированию производства и переподготовке трудоспособного населения для обеспечения кадрового потенциала развивающихся отраслей. Следует понимать, что это меры на долгосрочную перспективу, а на сегодняшний день снижение доходов существенной части граждан – объективная перспектива.