2016-й стал неплохим годом для «КамАЗа»

4461Кто только не предсказывал крах самого крупного производителя грузовиков в России. Учитывая неблагоприятную конъюнктуру на мировых рынках и падение внутрироссийского спроса на грузовые автомобили, «КамАЗу» удалось хорошо заработать в 2016 г. Таких результатов не ожидал никто.

Выступая перед работниками предприятия, Сергей Когонин, гендиректор «КамАЗа», заявил, что по итогам текущего года выручка автомобильного гиганта достигнет 125 млрд. руб. Что же касается чистой прибыли, то она составит 230 млн. руб. При этом объем продаж грузовиков зафиксирован на отметке в 33,5 тыс. единиц.

Примечательно, что изначально в плане «КамАЗа» на 2016 г. бала заложена выручка в размере 112 млрд руб. и чистая прибыль в 50 млн. руб. В итоге все предварительные расчеты оказались далекими от истины. Впрочем, упрекнуть их составителей в излишнем пессимизме нельзя. Дело в том, что они отталкивались от показателей 2015 г., когда автогигант понес существенные убытки и сработал в «минус». Но, к счастью, 2016 г. оказался для производителя грузовиков не провальным.

В настоящий момент «КамАЗу» принадлежит 58% отечественного рынка грузовых машин, массой 14-40 т.

Социальная помощь

По словам Сергея Когонина, достигнутые результаты позволят предприятию выполнить свои социальные обязательства перед работниками. И это не пустые обещания. Работа в этом направлении уже активно ведется, о чем может свидетельствовать коллективный договор, который был заключен при участии профсоюзного комитета «КамАЗа». Он будет действительным в период с 2017 г. по 2018 г.

При этом социальные затраты автогиганта заметно увеличатся. Например, если в текущем году на социальные льготы, услуги и другие гарантии руководство «КамАЗа» выделило своим сотрудникам более 737 млн. руб., то в 2017 г. на эти цели уже предусмотрено 782 млн. руб.

Отложенный спрос

Возможно, если бы на протяжении последних лет спрос на грузовой автотранспорт не падал, «КамАЗ» не смог бы рассчитывать на столь большую выручку в текущем году. Но автогиганту помог не только отложенный спрос. Во многом свою роль сыграл продуманный менеджмент и внедрение в серийное производство новых моделей грузовиков.

«КамАЗ» запустил новый модельный ряд как нельзя вовремя. Произошло это ровно в тот момент, когда цены на грузовики импортного производства резко выросли. Естественно, что многие организации и компании тут же переключились на более доступную технику. К тому же по своим техническим характеристикам она ни в чем не уступает импортным аналогам, а где-то даже превосходит их.

Благоприятные факторы

Утверждать, что руководство «КамАЗа» было не готово к впечатляющей выручке в 125 млрд. руб. по итогам 2016 г., не совсем корректно. На протяжении всего года наблюдался планомерный рост спроса на грузовики. Также предприятие активно снижало внутризаводские расходы. Внес свою значительную лепту и курс российского рубля, который в последнее время укрепился по отношению к иностранным валютам. Благодаря ему импортные компоненты, которые используются при производстве грузовиков «КамАЗ», немного подешевели.

Некоторые опасения вызвали лишь торги, которые прошли на Московской бирже в конце сентября 2016 г. После них капитализация автогиганта упала на целых 2% и достигла 30,55 млрд. руб. Но отрицательная динамика была нивелирована соглашением, которое заключили между собой «КамАЗ» и «Koegel». Они договорились создать совместное предприятие.

Тревожные тенденции

Несмотря на достигнутые показатели, долговая нагрузка на «КамАЗ» продолжает оставаться высокой. Обусловлено это тем, что автогигант пребывает в так называемой инвестиционной фазе. Только за 7 первых месяцев текущего года в модернизацию предприятия и на внедрение инновационных технологий было потрачено не менее 4,9 млрд. руб.

Вместе с тем, Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, сделал заявление о том, что в следующем году государственное финансирование успешных предприятий будет сокращено. И хотя высокопоставленный чиновник не перечислил конкретные компании, нетрудно догадаться, что «КамАЗ» относится к их числу.

Конечно же, по сравнению с 2014-2015 гг., когда автогигант не мог обойтись без щедрой государственной поддержки, сейчас ситуация совсем иная. «КамАЗ» не только выстоял в сложных экономических условиях, но и нарастил производственные мощности. Однако он все равно нуждается в поддержке, так как емкость российского рынка по-прежнему невелика.

Единственный выход из сложившейся ситуации – наращивать экспорт. Чем, в принципе, «КамАЗ» и занялся. Тем не менее, его совокупный объем так и не превысил показатели 2015 г. Развитию экспорта препятствует планомерное сокращение спроса на грузовые машины со стороны стран СНГ. А ведь рынки этих государств всегда были для «КамАЗа» основными.

За тридевять земель

Потеря традиционных рынков сбыта продукции заставила автогиганта переориентироваться на Африку и страны Персидского залива. Говорить о больших объемах продаж пока не приходится, но это направление весьма перспективно, особенно большой интерес к российским грузовикам проявляют арабские страны, которые в последнее время осуществляют масштабные проекты в сфере строительства. Если их и в дальнейшем будет устраивать соотношение цены и качества отечественных грузовых автомобилей, то, скорее всего, они увеличат их импорт.

Более того, «КамАЗ» активно сотрудничает с Вьетнамом. А это уже совсем другой рынок. Ему присуща большая конкуренция. Автогиганту придется приложить немало усилий, чтобы закрепиться на нем. В том случае, если ему удастся выполнить эту непростую задачу, то можно попытаться выйти и на китайский рынок.

Viva, Cuba!

Раньше это казалось фантастикой. Но в конце 2016 г. «КамАЗ» экспортировал партию грузовиков на Кубу. Учитывая то, что эта страна географически очень далека от России, руководство автогиганта планирует сформировать на Острове свободы систему по послепродажному обслуживанию техники. Создание такой «цепочки» позволит «КамАЗу» заключать не только одноразовые контракты, но и регулярно получать от кубинских партнеров финансовые поступления за ТО и ремонт грузовиков.

Рафаил Гафиев, директор по экспорту «КамАЗа», уточнил, что Куба уже получила 163 грузовых автомобиля. И это не предел. Согласно контракту, автогигант должен поставить кубинцам почти 2,4 тыс. единиц техники. Отдельно будут ввозиться запасные части и оборудование к ним.

«КамАЗ» только начинает осваивать мировые рынки. В перспективе он может составить серьезную конкуренцию известным производителям грузовой техники. Однако, до этого еще далеко. Главное сейчас «КамАЗу» – укрепить свои позиции на российском рынке. Неплохой задел, если судить по итогам 2016 г., уже сделан.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*