Организация детского отдыха по канонам, заложенным ещё в советское время, давно уже ушла в прошлое. Дело в том, что это массовое явление, несмотря на его востребованность, с каждым годом сокращает охват целевой аудитории, что связано в основном с катастрофическим износом основных фондов при отсутствии должного финансирования. Примечателен тот факт, что детские лагери закрываются десятками, становясь памятниками советского наследия.
Сфера детского оздоровительного отдыха и причины её упадка
В своё время количество подобных учреждений рассчитывалось таким образом, чтобы охватить все слои населения и обеспечить детский отдых всем желающим. Но отсутствие финансирования в 90-х годах, а также длительный период стагнации сделали процессы упадка отрасли необратимыми. Дело в том, что многие детские лагеря по-прежнему находятся на балансе различных предприятий, а содержание такого непроизводственного актива обходится достаточно дорого. Кроме того, ужесточающиеся требования санитарных и иных норм предопределяют масштабную реконструкцию многих учреждений, на что попросту нет средств ни в муниципальном, ни в федеральном бюджете. Виду этого, во многих регионах детские лагери попросту закрываются. Не стал исключением и Татарстан.
Стоит отметить, что ряд мест организации детского отдыха попросту перепрофилируются в более универсальные санатории, отели или базы, но в подавляющем большинстве случаев низкая туристическая привлекательность не позволяет осуществить переход на самоокупаемость.
В результате проверки, инициированной Народным фронтом, в Татарстане было выявлено 22 детских лагеря, которые были закрыты в течение последних 10 лет, в числе которых — 9 муниципальных, 4 государственных и 9 учреждений, находящихся на балансе предприятий.
Людмила Рыбакова, заместитель руководителя исполкома Елабужского района, отмечает, что в связи с многочисленными сменами владельцев и разделением активов в настоящее время крайне сложно установить хозяина заброшенных учреждений. Данный факт является косвенным подтверждением того, что детские лагеря являются крайне неликвидным имуществом, которому без крупномасштабных инвестиций сложно найти применение. Кроме того, не совсем ясна цель установления собственника, поскольку действенных механизмов взаимодействия с ним попросту нет, а обязать инвестировать или вернуть в эксплуатацию принадлежащий ему объект и вовсе невозможно.
Если подойти к проблеме в целом, то становится очевидным, что основная целевая аудитория действующих детских оздоровительных учреждений – малообеспеченные слои населения, которые не могут позволить себе аналогичные коммерческие организации, расценки в которых достигают внушительных величин. Ввиду этого, большинство путёвок приобретается через профсоюзы, по фиксированной стоимости, которая попросту не позволяет муниципальным или ведомственным организациям извлекать достаточную прибыль для обеспечения коммерческой рентабельности.
Стоит отметить, что, несмотря на реализацию ряда крупномасштабных проектов, в том числе и на федеральном уровне, коренного изменения ситуации ожидать вряд ли приходится.
Например, в этом году в Казани будут задействованы 14 лагерей, которые смогут обеспечить путёвками не более 10 000 человек. Это достаточно низкий показатель, который призван частично компенсировать так называемые пришкольные лагеря, обеспечивающие занятость детей в дневное время. Как отметил мэр Казани Ильсур Метшин, в проверенных муниципальных лагерях более 80% зданий и сооружений имеют сверхнормативный износ или не отвечают заявленным требованиям.
Механизмы выхода из кризиса и потенциал для роста
По заявлению того же Ильсура Метшина, невозможно решить столь глобальные проблемы за короткий срок. Более того, для вывода отрасли на новый уровень необходима крупномасштабная государственная программа. Если же оценивать перспективы такого комплексного подхода, то в период экономических трудностей, даже несмотря на особое внимание к внутреннему туризму, рассчитывать на масштабное финансирование могут только знаковые участники рынка, например, Артек. Что касается финансирования из муниципального бюджета, то его едва ли хватит на поддержание в работоспособном состоянии тех учреждений, которые ещё функционируют.
Как отметили представители Народного фронта, повсеместной является тенденция перепрофилирования детских лагерей в обычные универсальные учреждения для отдыха. По правде говоря, это достаточно действенный механизм поддержания отрасли на плаву, который имеет право на жизнь при условии хотя бы частичного сохранения такой услуги как детский оздоровительный отдых. Вероятнее всего, с годами будет происходить сокращение числа действующих лагерей при расширении и реконструкции наиболее успешных проектов, обладающих привлекательным местом расположения. В этом аспекте следует принимать во внимание, что многие детские оздоровительные учреждения расположены вдалеке от водоёмов, либо качество имеющихся водных ресурсов не поддаётся никакой критике, что не позволяет привлечь клиентов на коммерческой основе.
Стоит отметить, что 1170 путёвок для нуждающихся будет предоставлено совершенно бесплатно, их стоимость будет полностью возмещена из бюджетных источников, так что объём обеспеченного рынка, даже несмотря на кризис, несколько возрос.
Фактически в настоящее время сохранившиеся детские лагеря находятся в сложной ситуации, когда увеличить доходность не позволяет низкий уровень оказания услуг и износ основных фондов, а осуществить масштабную реконструкцию невозможно ввиду нехватки финансирования. Так, по информации председателя комитета по делам детей и молодежи Исполкома Айрата Фаизова, средняя стоимость путёвки в этом году для жителей Казани с учётом государственного участия составит 8 тыс. руб. Максимальная стоимость путёвки для родителей не превысит 15 тыс. руб., что с учётом общей продолжительности смены – достаточно демократичная цифра, обусловленная тем, что 70% цены компенсируется государством. Из городского и республиканского бюджета Казани на эти цели в 2017 году выделено 210 млн. руб. С учётом необходимости привлечения квалифицированного педагогического состава, а также обеспечения досуговых мероприятий, при соблюдении ряда норм и требований, доходность по данному направлению крайне мала. Кроме того, изношенность активов предопределяет повышенные затраты на их эксплуатацию, так что самоокупаемость пока является лишь отдалённой перспективой.