В РТ изменят подход к школьному образованию

В преддверии нового учебного года мэр Казани Ильсур Метшин решил принципиально изменить подход к образовательному процессу. Он намерен сделать образование более качественным, поднять на должный уровень отстающие школы и наладить конструктивный диалог между школьным руководством и родителями.

Программа совершенствования образования

Хотя сейчас государство выделяет многомиллионные средства образовательным учреждениям, глава Казани уверен, что одних лишь финансовых вливаний недостаточно для достойного уровня обучения. Поэтому он намерен действовать сразу по нескольким направлениям:

Отчет перед родителями

Скорее всего, данное решение пришло в контексте судебного разбирательства между родителями учащихся школы № 79 и казанским исполкомом. Конфликт возник на почве слияния школы с гимназией, о чем дети и родители обеих сторон узнали не от директоров школ, а из СМИ. Реорганизация должна была пройти в летний период, пока все учащиеся были на каникулах, что также было воспринято родительским сообществом, как намеренная махинация.

В связи с возникшей ситуацией Метшин предлагает директорам школ регулярно отчитываться и перед родителями, и перед собственными педагогическими коллективами. Во время прямого, открытого общения можно урегулировать все текущие и перспективные вопросы, понять выбранный школой курс обучения школьников, обсудить профильные направления.

Грамотные кадры

От руководителя любого учреждения зависит очень многое, а задача директора школы наиболее сложна — он должен собрать сплоченный коллектив любящих свой труд преподавателей. Директор обязан сам постоянно быть в курсе всех инноваций в сфере образования, перенимать опыт других школ, а также стимулировать своих сотрудников к постоянному самообразованию и повышению квалификации.

Уже с сентября 2017 года в Москве начнется подготовка руководителей школ всех регионов страны, чтобы довести их уровень до новых федеральных стандартов. Проверке подвергнутся и учителя, которые также должны иметь возможность повышать свою квалификацию и проходить обязательную аттестацию. В начале учебного года сотрудники нескольких школ из 15 разных регионов на некоторое время сами станут учениками и ответят на тесты по самым простым дисциплинам – математике и русскому языку. Его результаты помогут понять, есть ли пробелы в подготовке преподавательского состава и каким образом строить траекторию их дальнейшей педагогической деятельности.

Объединение школ

Даже несмотря на разгоревшийся скандал, казанские чиновники абсолютно уверены, что реорганизация учебных заведений просто необходима. Переполненность некоторых школ вызывается тем, что информация о сильных учителях и грамотном директоре быстро распространяется, и многие родители именно там хотят видеть своих детей. От этого страдают «непопулярные» школы, которые, соответственно, получают меньшее финансирование, неэффективно используют площади, не могут качественно оснащать кабинеты необходимым оборудованием.

После взаимовыгодного обмена будет получена экономия бюджетных средств, разные педколлективы смогут обменяться опытом и совместно выработать стратегию дальнейшего курса обучения.

Однако ранее подобный эксперимент уже был проведен в московских учебных заведениях и дал неоднозначные результаты. Да, количество откровенных двоечников сократилось. Но при этом не вырос общий уровень знаний, а доля отличников не увеличилась. Учителя повысили свой профессиональный уровень, но получили много дополнительных неоплачиваемых обязанностей.

По итогам эксперимента Москва выступила противником подобной реорганизации, не принесшей весомых преимуществ. После столицы Тюмень и Красноярск также вступили в движение против слияния школ разного уровня.

Рейтинг школ

Критерии оценки школ должны быть максимально прозрачными, измеримыми и исключительно положительными. Так, рейтинг прошлого года показал, что лучшей в Казани стала 175-я школа, которая продемонстрировала такие характеристики:
— первое место по уровню кадрового состава и национальному образованию;
— второе место по общему образованию;
— третье место по уровню воспитательной работы;
— четвертое место за степень безопасности и работу с высокоинтеллектуальными детьми.

А вот в плане воспитания здорового образа жизни она не попала даже в десятку лучших.
При этом школа № 78, занявшая второе место рейтинга, вообще ни по одному из параметров не признана лучшей. Однако в течение учебного года она показывала очень хорошие показатели в разных областях.

При составлении перечня не учитывалась степень подготовки учителей, работа по развитию кадров, что в общей сложности дает весьма размытую картину по обстановке в каждой конкретной школе. А в рамках того, что год идет под лозунгом борьбы за экологию, глава города намерен обратить особое внимание и на экологическое образование школьников.
Традиционные школы, какими они сейчас предстают по всей России, до сих пор в советском обличье, потихоньку будут изменяться. Ильсур Метшин выступает за многопрофильность учебных заведений, чтобы дети поступали в ВУЗы уже владеющими техническими, инженерными дисциплинами, активнее развивать IT-направление. Уже сейчас в некоторых школах детей учат печатать на 3D-принтерах, уроки астрономии будут проходить с помощью скачанного в смартфоны приложения, а в IT-лицее КФУ был эксперимент с роботом вместо «живого» учителя. А совсем скоро ожидается школьная форма с gps-маячками и голографические столы, которые будут наглядно показывать то, о чем идет урок.

Директор IT-лицея КФУ Тимербулат Самерханов считает, что у школы два основных предназначения. Первое – ввести ребенка в общество, провести его социализацию. Для этого по технической оснащенности она может находиться на уровне пушкинских времен. А вот второе – сделать из ребенка человека будущего — требует иного подхода. Дети должны иметь возможность учиться всегда и везде, для чего нужен доступ к современным технологиям. Обучающие приложения для смартфонов, которые можно слушать в наушниках на ночь, 3D технологии, чтобы дети могли «вживую» увидеть все слои земли и добраться до ее ядра, — все это должно переходить из научных лабораторий в реальную жизнь.

Не только Самерханов, но и многие российские эксперты уверены, что именно сейчас школьное образование стоит на пороге самых серьезных изменений за все последнее столетие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*