Государственная инициатива по созданию зон интенсивного экономического развития реализуется на всей территории страны, однако далеко не всегда на местном уровне удаётся реализовать инвестиционный потенциал и обеспечить привлекательность для резидентов. На этом фоне выделается ТОСЭР «Набережные Челны», являющая пример успешного внедрения государственной инициативы.
По информации Артема Здунова — министра экономики Татарстана, уже к концу текущего года количество резидентов с нынешних 16 будет увеличено до 21, что наглядно демонстрирует высокий потенциал создаваемого кластера. Стоит отметить, что для реализации намеченных целей привлекаются не только российские, но и зарубежные инвесторы. Так, турецкая компания «Макметалл», которая станет 17-м резидентом, планирует запустить предприятие по производству арматурной сетки, предполагаемый объём инвестиций достигнет 100 млн. руб.
Этот пример является показательным ещё и в связи с тем, что в отличие от особых экономических зон, ТОСЭР не предоставляет своим резидентам таможенных льгот. То же касается и китайской компании Haier, которая в отличие от турецкого проекта, ориентирует создаваемое производство на тесное взаимодействие с иностранными партнёрами.
Рост производства в данной зоне уже в ближайшие годы позволит Набережным Челнам избавиться от статуса моно-города, с экономикой, ориентированной исключительно на автомобильное производство. Как отмечает Эльдар Тимергалиев — заместитель руководителя исполкома города по вопросам развития ТОСЭРа, успешная деятельность ряда компаний пока не оказала ощутимого влияния на социально-экономическую сферу Набережных Челнов, поскольку большинство из них ещё не вышли на стадию получения прибыли.
Особое значение эти данные приобретают на фоне того, что в Набережных Челнах самый высокие среди аналогичных 13 ТОСЭР требований к минимальному уровню инвестиций – в первый год реализации проекта – не менее 5 млн. руб. и 50 млн. – за весь период. Стоит отметить, что все капитальные вложения, согласно установленному регламенту, осуществляются только после получения статуса резидента.
Наиболее ярким примером стало предприятие «Техноанод», специализирующееся на осуществлении химического анодирования алюминия, продукция которого ориентирована на авиа- и машиностроение, а также другие высокотехнологичные сферы. Практически всё используемое оборудование – итальянского производства. Там же, в течение 9 месяцев осуществлялась и подготовка специалистов.
По словам Тимергалиева, вполне можно было бы достичь показателя и в 40 резидентов, однако низкое качество проработки проектов в этом случае не позволило бы диверсифицировать экономику и достичь запланированных целей. При этом, несмотря на то, что подобные территории создаются по всей стране, не менее 30% проектов реализуются именно в Набережных Челнах.
Объективные сложности и особенности правовой базы
Стоит отметить, что юридическая проработка деятельности ТОСЭР пока ещё оставляет желать лучшего, поскольку далеко не все перспективные виды деятельности подпадают под действие льгот и преференций.
Так, несмотря на реализацию проекта «Чистая Страна» и активное участие в нём Татарстана, с параллельным развитием собственных проектов в этой сфере, резидентами зоны не смогут стать организации, занимающиеся сбором, переработкой или утилизацией отходов.
Остались в стороне и инновационные проекты, в частности фирмы, ведущие научно-исследовательскую деятельность, а также внедряющие передовые разработки в производство. Кроме того, не предполагается и размещение в зоне аутсорсинговых компаний, чьи услуги были бы весьма востребованы.
Не затронутыми оказались и проекты в сфере IT, проекты, нацеленные на разработку и внедрение программных продуктов, систем автоматизации и КИПиА. Это достаточно серьёзный вопрос, поскольку ТОСЭР не имеет строгой территориальной локализации и распространяется в том числе и на городскую черту, где доля подобных фирм весьма высока, а разместить иное производство не представляется возможным.
Этот фактор не остался без внимания властей, и по информации, предоставленной заместителем министра экономики РТ Натальей Таркаевой, вопрос включения данных компаний в перечень допущенных к работе в условиях территории опережающего экономического развития уже прорабатывается.
Стоит отметить и достаточно сжатые сроки старта проектов – 1 год, что создаёт определённые сложности для производственных компаний. Дело в том, что запустить сложный производственный процесс в такие сжатые сроки, учитывая необходимость обучения персонала, а также закупки и монтажа технологических линий – задача не из лёгких. Ввиду чего имели место прецеденты, когда компания осуществляла предварительные закупки оборудования, а после получения статуса резидента уже не могла перешагнуть порог минимальных инвестиций, которые отсчитываются с этого момента.
Существуют и определённые бюрократические проволочки, связанные с необходимостью проверки фактов переноса производств уже действующих компаний в зону опережающего развития.
Помимо очевидных внешних факторов, создаваемые производства сталкиваются и с необходимостью конкурировать с иностранными компаниями уже на ранних этапах жизненного цикла. Тот же «Техноанод» сталкивается с проблемами сбыта, поскольку помимо «Кнорр Бремзе Кама», который никак не выйдет на проектную мощность, и компании «Астейса», занимающейся производством изделий военной направленности, клиентов пока нет.
Ещё одной трудностью является и повышенная социальная нагрузка, заключающаяся в необходимости трудоустроить как минимум 20 человек уже в первый год, в то время как автоматизированная поточная линия требует присутствия лишь 2-3 сотрудников. По словам чиновников, этот вопрос уже находится в стадии проработки. Что же касается минимального порога инвестиций в 5 млн. руб, то пока ни одна компания не столкнулась с ограничением, связанным с этой цифрой. Тем не менее, вполне очевидно, что для небольших проектов такого рода входной билет может оказаться не по карману.
Официальными лицами уже озвучены весьма амбициозные планы по привлечению в течение 10 лет порядка 100-120 резидентов, что, в первую очередь, будет определяться общим инвестиционным климатом в стране. Уже прорабатываются вопросы расширения территории под реализуемый проект, что вряд ли оправдано с точки зрения социальной нагрузки, на тот же Пенсионный фонд, компенсирующий отчисления.