Ежегодно пожары уничтожают огромные площади лесных массивов, создавая угрозу населённым пунктам и ухудшая экологическую ситуацию. В этих условиях от эффективной подготовки к потенциально опасному периоду зависит своевременное реагирование и ликвидация очагов. Рассмотрим меры, предпринимаемые в Татарстане для недопущения подобных ЧП.
Прогнозирование пожароопасности и превентивные меры
Согласно официальным данным, в нынешнем году в республике сформирован список из 82 населённых пунктов, включая Казань, которым могут угрожать лесные пожары. Данный перечень утверждён в рамках постановления о мероприятиях, направленных на обеспечение пожарной безопасности в республике в 2018 году, которое было подписано премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным.
Согласно документу, потенциально опасный период начнётся с 25 апреля, а для недопущения возникновения критических ситуаций планируется провести комплекс мероприятий по устройство защитных полос, проверке средств оповещения, обеспечению населённых пунктов средствами пожаротушения и водой, организовать дежурства. В качестве источников водоснабжения в отдалённых районах предполагается использовать противопожарные водоёмы, которые были приведены в соответствие с нормами и наполнены до проектного уровня.
Согласно официальной статистике, с 1 апреля в республике зафиксировано 84 пожара, что на 23% меньше, чем за прошлогодний аналогичный период. Тем не менее, пик опасности ещё не достигнут, поскольку наибольшее число возгораний фиксируется после установления стабильной засушливой погоды в мае. Министр лесного хозяйства Татарстана Равиль Кузюров в рамках прошедшего 17 апреля брифинга сообщил, что все подразделения полностью подготовлены к прохождению опасного периода — так, численность подведомственных противопожарных структур насчитывает 343 чел., а оснащение – 310 единиц специализированной техники, сформировано 150 мобильных групп.
К основным причинам возгораний лесных массивов относят сжигание мусора и травы, костры, мангалы, а также неосторожное обращение с огнём. В 2017 году меры административного воздействия были применены к 256 чел. и 10 должностным лицам, однако статистика неумолимо фиксирует стабильный уровень нарушений в данной сфере. Тем не менее, величина штрафа, варьирующаяся в интервале от 2 до 3 тыс. руб. для граждан за нарушение правил обращения с огнём, не позволяет говорить о действенности подобных мер, особенно с учётом невозможности контроля и выявления всех случаев. Патрулированию будет уделяться особое внимание в период майских праздников, что позволит нивелировать наиболее опасный период для лесных массивов.
Особое внимание данному направлению уделяется на фоне бушующих на Дальнем Востоке ежегодных пожаров, уничтожающих сотни гектаров ценной древесины. С учётом того, что Татарстан позиционирует себя не только как промышленный, но и как туристический центр, подобное негативное явление может серьёзно сказаться на экономических показателях региона. Ввиду этого, помимо традиционных проверок оснащения, пройдут и противопожарные учения, на этот раз в ГКУ «Нурлатское лесничество», с применением беспилотных летательных аппаратов.
Вообще, с каждым годом всё большее предпочтение отдаётся именно средствам мониторинга и оповещения, поскольку инвестирование в них оказывается более выгодным, чем устранение последствий вовремя не обнаруженного возгорания.
Стоит отметить, что региональные власти уделяют значительное внимание данному вопросу, отрабатывая и взаимодействие со службами федерального уровня, обеспечивающими регионы, терпящие бедствие, специализированной авиатехникой на период тушения пожаров.
Подготовка региона и оценка эффективности реализуемых программ
Стоит отметить, что именно в нынешнем году появляется возможность оценить эффективность реализации целевой федеральной программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», которая предполагала комплексный подход к решению проблемы. В прошлом году региональные власти успешно рапортовали о том, что за последние 7 лет в республике не зафиксировано ни одного лесного пожара. Несомненно, в этом есть заслуга специализированных служб, а также их профилактической деятельности, тем не менее, определённый вклад внесла и благоприятная погодно-климатическая обстановка, поскольку именно с крайне засушливого лета 2010 года столь неблагоприятного стечения факторов не наблюдалось.
В качестве мер защиты используется непрерывный мониторинг потенциально опасных площадей, включая авиасъёмку и съёмку из космоса. При возникновении на карте термоточек незамедлительно осуществляется выезд специализированных бригад, осуществляющих ликвидацию участков выжигания сухостоя, разведения костров и поджогов. В настоящий момент создано более 600 подобных групп, общая численность которых превышает 2,3 тыс. чел., включая сотрудников МЧС, полиции, пожарных формирований, добровольных дружин и казачьих отрядов.
Суммарно для ликвидации ЧС могут быть мобилизованы 23,8 тыс. чел., а оснащение включает 4,8 тыс. единиц техники на базе спецавтомобилей, один самолёт, четыре вертолёта, 5 пожарных поездов и один катер, используются и 22 беспилотных летательных аппарата. Предусмотрено развёртывание 76 пунктов временного размещения населения, позволяющих вместить 26,8 тыс. чел. Для тушения крупных лесных пожаров создано 6 опорных пунктов, оснащённых мотопомпами и иной мобильной техникой.
Говорить о достаточности подобных мер можно будет только по завершении пожароопасного сезона. Тем не менее, практика показывает, что регион имеет достаточное оснащение, а работа служб организована и согласована между собой. Что касается реализации программ по переоснащению, то опасения по поводу невозможности закупать иностранную технику ввиду санкционной борьбы себя не оправдали. Подавляющее большинство закупаемых образцов – отечественного производства, а по технологическому уровню противопожарной авиатехники, наша страна является общепризнанным мировым лидером.
Функционированию основных систем и служб уделяется пристальное внимание ещё и в связи с недавними трагическими событиями в Кемерово, так что противопожарные мероприятия в этом сезоне проводятся с особой тщательностью. Регион уже не первый год проводит оснащение домовладений и квартир средствами противопожарной сигнализации, дабы обеспечить своевременное информирование населения, поскольку для отдалённых районов, особенно вблизи лесных массивов, это имеет решающее значение.
Подводя итог, можно отметить, что Татарстан, несмотря на прогнозы, не является регионом с чрезвычайной пожарной опасностью. Однако своевременное финансирование в совокупности с систематическим переоснащением и регулярными учениями, а также проведением работы с населением позволяют говорить о готовности всех служб к опасному периоду.