Экономическое развитие регионов напрямую связано не только с деятельностью федеральных властей, но и с мерами поддержки со стороны местных чиновников. В этой связи в Татарстане как в одной из республик с высоким уровнем развития производства, предполагается создать централизованную систему, нацеленную на поддержку местной продукции на всероссийском и международном уровне.
Старт новой программы и комплексный подход к проблеме
Стартом для данной инициативы стало подписание президентом республики Рустамом Миннихановым соответствующего указа, согласно которому кабинету министров с 60-дневный срок поручено проработать нормативные и правовые акты, предполагающие создание централизованной системы поддержки местных производителей на внешних рынках, а также регламентирующих механизмы взаимодействия её участников и методику оценки эффективности их работы.
Как отмечают эксперты, ключевым фактором, определяющим успех того или иного товара на межрегиональных рынках, являются маркетинговые исследования, подтверждающие его востребованность. Как правило, представители малого и среднего бизнеса на могут финансировать подобные изыскания и основываются лишь на собственную интуицию. Ввиду сказанного именно предоставление заинтересованным лицам результатов централизованно проводимого маркетингового обоснования могло бы стать наиболее эффективным инструментом продвижения. Для реализации намеченных планов предполагается использовать электронные площадки zakaz.rf и tattis.ru.
Данная инициатива неразрывно связана с принятой в регионе летом 2018 года Стратегией развития экспорта. Стоит отметить, что этот документ, рассчитанный до 2025 года, ориентирован, прежде всего, на международные рынки, в частности – страны СНГ и Таможенного Союза.
По информации официального представителя казанского Кремля Лилии Галимовой, конкретного плана действий по реализации поручения главы региона пока нет, он находится в стадии разработки. Тем не менее, основные требования и концепция документа уже сформированы. Более детально рассмотреть механизмы поддержки и спрогнозировать их эффективность можно будет через два месяца, когда истечёт срок, отведённый кабмину.
В то же время Татарстан имеет развитый производственный сектор, ввиду чего ассортимент выпускаемых товаров достаточно велик, и оказывать поддержку всем сразу попросту неэффективно. Предполагается создание механизмов предварительного рассмотрения конкурентоспособности той или иной продукции, после чего будут оказываться меры поддержки по её выходу на внешние рынки. Помимо сугубо маркетинговых исследований, необходимой была названа и проработка механизмов оценки качественных показателей предполагаемых к поставкам товаров ввиду того, что при отсутствии значимых преимуществ дополнительные транспортные расходы сделают их невостребованными даже в соседних регионах.
Положительно оценил создание подобной системы и Сергей Майоров — председатель правления Машиностроительного кластера. По результатам работы этой организации за 2018 год, озвученным в конце февраля на очередном заседании, деятельность была признана результативной, отдельно отмечалась и уже оказываемая поддержка предприятий Татарстана по выходу на всероссийский и международные рынки. Одновременно с этим были высказаны и пожелания касательно необходимости согласовать действия отдельных структур в данном направлении.
Основной же проблемой для продукции, произведённой в Татарстане, при выходе за границы региона называют высокую конкуренцию, предполагающую повышенные требования и к самим продвигаемым товарам. Наиболее перспективным направлением, по мнению Сергея Майорова, являются инновационные продукты, востребованные как в России, так и за рубежом. При этом у региона уже имеется значимый потенциал, раскрытие которого нуждается в эффективном содействии.
Актуальность инициативы, подтверждённая официальной статистикой
Что касается согласованности работы организаций, то в Татарстане действует множество программ, в той или иной мере способствующих развитию экспорта. Даже обсуждаемые выше маркетинговые исследования при нацеливании на международные рынки на безвозмездной основе осуществляются «Российским экспортным центром». По информации директора Фонда поддержки предпринимательства Айдара Салихова, на 2019 год запланировано оказание поддержки в сфере интернет-торговли для 20 региональных производителей.
Несмотря на «догоняющий» характер подобных программ, их охват включает не только региональный рынок, что позволяет дать им положительную оценку. Как отмечают эксперты, за последние несколько лет в Татарстане внимание властей акцентируется прежде всего на несырьевом экспорте, ввиду чего субъекты предпринимательской деятельности могут рассчитывать на получение региональной поддержки, включая субсидирование и льготное кредитование.
Суммарные показатели внешней торговли региона таковы, что за три года количество экспортёров из сферы малого и среднего предпринимательства утроилось. За прошедший год объём валового регионального продукта возрос на 1,5%, индекс промышленного производства составил 102%. При этом внешний торговый оборот вырос на 13,5% и в абсолютном выражении составил 19,2 млрд. долларов. По информации руководителя Центра поддержки экспорта Ульяны Ануфриевой, Татарстан ведёт товарооборот со 121 страной мира.
Проблема наращивания экспортных поставок актуальна ещё и в связи с поручением главы государства об увеличении показателей данного направления в разрезе продукции АПК. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, внутренний рынок, в том числе и всероссийский, характеризуется высокой степенью заполнения, так что поставки за рубеж – единственная возможность реализовать планы, поставленные перед сельским хозяйством.
Разумеется, производителям, способным вывести свою продукцию на внешние рынки, нужны более действенные механизмы поддержки. Что же касается содействия в освоении соседних регионов России, то в разрезе переориентации на внешний экспорт такой шаг тоже кажется весьма логичным. Если крупные игроки, в соответствии с национальной стратегией, переориентируют хотя бы часть своих мощностей на зарубежных потребителей, внутри страны освободится внушительный сегмент, для заполнения которого потребуются узнаваемые бренды, создаваемые при поддержке местных властей. Кроме того, система может стать дополнительным фактором развития ТОСЭР.