Как живут и сколько зарабатывают учителя в РТ

Учителя Татарстана оказались лишь на 24 месте по России по уровню заработной платы. При этом проблема дефицита педагогов в республике стоит очень остро, вызывая недовольство и жалобы как со стороны преподавательского состава, так и со стороны родителей.

Больше нагрузки – меньше зарплата

Среднюю учительскую зарплату в 38, 4 тыс. рублей и так сложно назвать достойной, педагоги еще и оказались «наказаны» за излишнее рвение и дополнительные занятия. Так, в Казани учителя, ведущие группу продленного дня и платные занятия, лишились 14% от своих окладов.

Призыв о помощи выложила в соцсети учитель музыки Миньона Куликова, возмущенная отсутствием уважения к настолько трудной и ответственной работе. В своем обращении она напоминает о постановлении кабинета министров от 31 мая 2018 года, согласно которому педагогам по основному месту работы должна быть установлена 14%-я надбавка «за специфику работы». Вот только в постановление чиновники внесли собственные поправки, согласно которым данная прибавка касается тех педагогов, которые работают только в своей школе и ведут исключительно свой предмет. То есть, если учитель имеет иную педагогическую деятельность по второй должности, надбавка не выплачивается.

Сама Миньона Куликова является учителем с 32-летним стажем и зарплатой в 27 тыс. рублей без вычета налогов. Дополнительные занятия приносили ей еще около 3000 рублей в месяц, зато лишили тех самых 14 %. Но больше всех, по мнению Куликовой, пострадали учителя начальных классов, обязанные вести группы продленного дня, из-за которых их лишили порядка 700-1200 рублей от зарплаты.

Куликова признает, что для кого-то суммы в 200, 700, 1000 рублей несущественны. Однако подобное отношение к людям, воспитывающим детей по 6 дней в неделю, просто унизительно. Учителя со стажем или с пенсией еще могут как-то «перебиться» за счет своей выслуги, но как выжить молодым специалистам, едва покинувшим институтскую скамью?

В прошлом учебном году татарстанским учителям повысили оклады: с 7 – 8 тыс. рублей до 14 тыс., одновременно урезав такие стимулирующие выплаты, как проверка тетрадей. Коллеги Куликовой отреагировали на ее «крик души», рассказав, что большую зарплату получают лишь те, кто постоянно посещает семинары и зарабатывает для школы баллы. До обучения детей, по мнению учителей, администрации давно уже нет никакого дела.

Школы есть, учителей нет

Казанский университет в 2019 году принял на факультет педагогики 125 аспирантов, при этом любой школе, рассчитанной на 1000 – 1200 человек, необходимо как минимум 100 учителей. В республике сейчас наблюдается катастрофический дефицит педагогов в школах и воспитателей в детских садах, однако из выпускников ВУЗов только половина отправляется работать в школы, из которой лишь треть выдерживает более трех лет.

Еще в начале года власти республики анонсировали возведение 10 новых школ, которые обеспечат детям 12 тыс. мест. В данное время в ряде школ занятия проходят в спортивном или актовом зале, дети при этом сидят на скамейках или просто на полу. Вот только кто будет работать в этих новых школах, если учителям ради средней зарплаты приходится работать по 6 дней в неделю и вести по 40 уроков?

В целом, размер заработной платы стал очень сильно зависеть от разнообразных специфических факторов: от балльной системы, действующей в каждой конкретной школе, от фонда зарплаты, от стимулирующих надбавок. Причем стимулирующие выплаты не только разнятся по школам, но еще и являются недостижимыми для педагогов. Как поделилась учитель математики из Казани, при предельной отметке в 60 баллов даже круглосуточная работа не помогает добиться оплаты больше 35 тыс. рублей.

Чего ждать учителям?

С 1 сентября 2019 года бюджетники, в том числе и педагоги, должны получить надбавку в 6% к зарплате, которая повысит реальный доход на 3%. Отмечается, что в ряде регионов стабильно не соблюдаются рекомендации по оплате труда, выплачиваются лишь 10% основной ставки и 90% стимулирующих выплат. Хотя еще в 2017 году учебным заведениям было рекомендовано отводить 70% гарантированным выплатам, а остальное – дополнительным.

Размер денежного довольствия разнится в зависимости от региона, то есть педагог в Москве может зарабатывать порядка 60 тыс. руб., тогда как аналогичный специалист в Чувашии или Липецке будет оценен в 25 тыс. рублей.

Также педагогам следует ожидать новую систему присвоения учительского статуса – квалификации ведущего или старшего учителя. От категории, иначе называемой учитель-методист и учитель-наставник, напрямую будет зависеть и размер оплаты труда. В стандартах будут прописаны требования к обычному учителю и старшему, которые преимущественно будут касаться плана проведения занятий, взаимодействия с родителями. К примеру, рядовому педагогу достаточно соблюдать единые планы уроков, а старший сможет работать по вариативным программам, учитывающим особые образовательные потребности.

В классах могут заниматься дети с инвалидностью или задержкой развития, с которыми и предстоит заниматься ведущему учителю, составляя адаптированные программы.

Кроме того, в сентябре 2019 года учителей русского языка и математики ожидает тестирование по проверке знаний. Экзамен будет добровольным, а итоги, по заверениям министерства, не станут учитываться при аттестации и даже не будут сообщены директору школы. Однако при получении высшего балла это станет преимуществом учителя при аттестации и может повлиять на уровень надбавок. Как отразятся на педагогах плохие результаты тестирования, инициаторы стандарта не уточняют.

Обещает Министерство образования также снять с педагогов часть бумажных отчетов, отнимающих колоссальную часть рабочего и личного времени. Текущая нагрузка на учителей в среднем составляет не менее 1,38 ставки, а среди некоторых специалистов и более 1,7.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*