Моногорода – уникальное экономико-географическое явление, возникшее в России за счет обширной территории, а также необходимости развивать промышленность и металлургию страны. На 2019 год существует 321 моногород, при этом число их в ближайшее время планируется сократить до 170.
МОНОГОРОДА ТАТАРСТАНА
Курс правительства на борьбу за монозависимостью может коснуться и Татарстана. «Кандидатами» на сокращение и, как следствие, лишение федеральной поддержки, могут стать пять городов республики – Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск, Менделеевск и Зеленодольск.
Вопрос сращения градообразующих предприятий с образовавшимися вокруг них населенными пунктами становится частым предметом обсуждения в правительстве и Госдуме. Решено пересмотреть список моногородов в следующем году, на настоящий момент проект программы рассматривается в Минфине. Счетная палата сумела предоставить убедительные свидетельства того, что поддерживающие меры не привели к стабильному развитию, а население не получило сколь-нибудь значимой поддержки. Решено сократить перечень российских моногородов те муниципалитеты, экономика которых напрямую уже не зависит от предприятия-«родоначальника».
Дмитрий Землянский, представляющий Всероссийскую академию внешней торговли как председатель Совета по изучению производительных сил, утверждает, что численность городов, тесно связанных с градообразующими предприятиями, необходимо снижать, исходя их двух факторов:
1. В большой части моногородов предприятия, служившие стимулом развития, перестали быть доминирующим в экономике населенного пункта.
2. Отток населения привел к снижению числа жителей. Если населения меньше 3000 человек, финансирование на уровне федеральной власти прекращается, моногород теряет свой статус.
В Набережных Челнах градообразующее предприятие, по мнению законотворцев, перестало занимать лидирующее положение. Город может покинуть число моногородов, что означает сворачивание госпрограмм и лишение государственной помощи.
ЧТО ДАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ МОНОГОРОДА?
Вхождение в заветный перечень моногородов позволяет получать стабильную господдержку под определенные проекты. Республике Татарстан важно не потерять темпы опережающего социально-экономического развития на территории моногородов. Статус же присваивается населенным пунктам, если лидирующие предприятия обеспечивают работой не менее 25% жителей города и отгружают не менее 50% продукции.
Для моногородов предусмотрено отсутствие:
• имущественных и земельных налогов;
• таможенных сборов;
• НДС при приобретении импортного оборудования.
Дополнительной приятной составляющей статуса является ставка налога на прибыль в размере 5 (а не 20%) в первые пять лет и 12% – в следующее пятилетие.
Набережные Челны, будучи моногородом, первые три года в статусе ТОСЭРа платил в соцфонды за сотрудников минимальные 7,6% (для всех ставка составляет 30%). Так как время существования уже преодолело трехлетний рубеж, эта льгота уже утеряна.
Между тем Эльдар Тимергалиев, заместитель руководителя городского исполкома по вопросам развития ТОСЭРов, считает, что градообразующие функции предприятия по-прежнему актуальны для городской экономики. К сожалению, Набережные Челны все равно могут быть первым среди городов республики кандидатом на выбывание. Город успел диверсифицировать за счет федеральных программ свою экономику. Из сорока челнинских ТОСЭР-резидентов к концу осени смогли «освоить» 15 млрд. рублей средств и продемонстрировать устойчивую динамику. Инвестиции на федеральном уровне составили 10,6 млрд. рублей только за 2018 год. В 2019 году удалось создать дополнительно 2 000 рабочих мест, доведя это число до 5 200. За год выручка резидентов удвоилась, достигнув 58,5 млрд рублей, а объем отгруженной продукции достиг 7,6% от общегородского. При этом ведущая градообразующая роль КАМАЗа никуда не делась, и хочется надеяться, что именно это позволит столице нефтехимического производства сохранить статус моногорода.
Проект новой программы по корректировке списка моногородов не обязательно лишит статуса ТОСЭРа и приставки «моно». Основным минусом будет невозможность продления своего «моноположения» в будущем, поэтому в короткой перспективе все города, ориентированные на градообразующие предприятия, будут активно пользоваться адресными программами ФРМ. Даже без акцента на ТОСЭРы Набережным Челнами удалось получить из федерального бюджета почти 3 млрд рублей, выданных для строительства дорог к ряду предприятий и промпаркам, а также подводку к ним коммуникаций.
По мнению Тулели Гилязовой, возглавляющей Челнинское отделение исполкома по вопросам экономразвития и поддержки предпринимательства, городу выбывание из заветного «моно»-списка не грозит. Риски сведены до минимума. Присвоенный статус моногорода не ограничивается сроками, достаточно соблюдать определенные критерии.
Однако, в 2020 году положение станет шатким. Моноэкономика может оказаться вне привычных критериев, так как как программы по развитию моногородов больше нет. Та, которая рассчитывалась до 2025 года и позволяла выделять субсидии, досрочно закрыта Счетной палатой РФ как неэффективная. Новая программа не прошла одобрения Минфином. Критерии отбора претендентов на участие в федеральных программах в статусе моногородов пока разрабатываются, и лишь только когда они будут официально озвучены, тогда произойдет переоценка позиций из списка.
ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ КРИТЕРИЯМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОГОРОДСКОГО СТАТУСА?
Павел Склянчук, являющийся ответственным секретарем по развитию моногородов при нижней палате парламента, поясняет, что пока Министерство экономического развития обрабатывает данные по реальным моногородам и пытается выработать критерии получения заветного статуса. Так, штат КАМАЗа является довольно формальным показателем, зато экономика Набережных Челнов тесно сплетена с автогигантом исторически, поэтому все признаки моногорода налицо. Зато значительное «подтягивание» и улучшение экономики может убрать город из списка. В первую очередь, решение об этом будет связано с базой данных ФНС, в которой будет указано, каковы пропорции реального трудоустройства населения.
Статуса ТОСЭРов обновление не коснется. В России их всего около 80, хотя изначально планировалось создать ровно сотню. Все ТОСЭРы Татарстана отлично работают, поэтому их закрывать никто не станет – не выгодно. Максимум, могут ввести мораторий до 2024 года, на время реализации национальных проектов. Ведь все моногорода остаются зависимыми от градообразующего предприятия, поэтому карательными и «изгоняющими» мерами лучше не сделать. Скорее, надо стимулировать. Теоретически штат КАМАЗа может сократиться, город – лишиться статуса моногорода, а затем вдруг КАМАЗ воспрянет, на нем вновь будет работать много народа. Что тогда делать? Вновь возвращать утраченный статус?
В Набережных Челнах на производстве КАМАЗа трудятся более 30 000 горожан (при общей численности в 533 907 человек), что, естественно, мало, если судить по критериям моногорода. Однако любые перипетии градообразующего предприятия влияют на «климат» города. Это означает, что моногород по-прежнему живет, и его риски в плане экономического развития – классические для моногорода. Его нельзя исключать из списка, так как это обрушит городскую экономику.