2020 год оказал на экономику сильное негативное влияние. Пострадали целые отрасли, люди становились безработными, закрывались предприятия. Ведущий федеральный разработчик программного обеспечения «СКБ Контур» провел собственное исследование по республике Татарстан, в результате которого выяснилось, что за 2020 год в РТ произошла убыль предприятий со 196 до 184 тысяч. Прекратили свою деятельность 12 тысяч компаний из-за кризиса. Только за последний квартал 2020 по РТ произошло снижение на 3%, тогда как ранее за весь 2019 число компаний сократилось на 2%.
Главным образом закрывались ИП
Аналитики отметили, что второе полугодие 2020 показало максимальное закрытие компаний, организованных в форме индивидуального предпринимательства. Сокращение ИП составило 7% – если ранее работало 96,2 тысячи ИП, то к декабрю 2020 их осталось на плаву 89,2 тысячи. Для сравнения, за 2019 год ИП открывались и прекращали деятельность, но их общее число оставалось неизменным.
Сфера развлечений пострадала больше всех
Аналитическое исследование показало, что самыми пострадавшими оказались предприятия, которые сферой деятельности избрали азартные игры и лотереи. Больше половины (64%) компаний такого рода были закрыты. Это закономерно, ведь по статистике люди в кризисные времена начинают больше расходовать на товары первой необходимости, откладывая траты на развлечения на лучшие времена.
Значительное сокращение показали компании, занимающиеся воздушными перевозками – их число уменьшилось на 23% (из работающих 26 осталось 20 авиапредприятий). При закрытых границах их деятельность оказалась приостановленной. Производственные и обрабатывающие компании тоже оказались в числе наиболее пострадавших. По данным исследования «Контур», фирмы-производители кожаных изделий сократились на 21% (из 90 продолжили работу 71). Число деревообрабатывающих предприятий РТ уменьшилось на 19%.
В некоторых сферах произошел прирост предприятий
Не все отрасли понесли огромный ущерб от кризиса, некоторые из них, напротив, начали развиваться. Самый большой прирост – 7%, показали предприятия по строительству инженерных сооружений, возросло число ветеринарных клиник – на 6%, производители лекарств нарастили 4%. Получила развитие и IT сфера – компании, занимающиеся разработкой различного программного обеспечения, увеличили свою численность на 4%. Всего в Татарстане насчитывается 3603 таких компаний.
То, что разработчики компьютерного ПО оказались востребованы в кризис, аналитиков не удивило. Это общемировая тенденция, отмечают они. Во время пандемии и изоляции возросла необходимость в различных онлайн-сервисах и стриминговых платформах, поэтому IT компании начали активно развиваться.
Кризис негативно сказался на экономике РТ
Президент РТ Рустам Минниханов в интервью ТАСС дал оценку экономической ситуации в республике под влиянием пандемии и кризиса. Он сказал, что потребительская активность в РТ снизилась, обороты торговой розницы упали на 6,9% к прошлому году. Платные услуги для населения сократились на 14,6%, общественное питание потеряло 29,3% своего годового оборота. Однако, несмотря на это, сказал президент, 90% татарстанских предприятий работали и в кризис и даже на день не прекращали работу в период самоизоляции.
Татарстану придется решать проблему безработных
Как сообщила министр труда, занятости и соцзащиты Эльмира Зарипова, на конец 2020 в РТ насчитывается 38 тысяч безработных граждан, а уровень безработицы 1,9% – это меньше, чем по стране (4,2%). Основная часть безработных пришла из тех отраслей, которые больше всех пострадали от кризиса.
Из-за того, что были увеличены выплаты по безработице, на биржу пришли люди, которые ранее трудились в теневом секторе. Зарипова сказала, что на поддержку безработных в пандемию было выделено в 5 раз больше средств, чем ранее. К концу 2021 года Татарстан должен решить вопрос с безработицей и подвести ее к уровню 2019 года. С этой целью будут трудоустроены 14 тысяч человек. Для этого будут создаваться новые рабочие места, оказываться поддержка МСП и самозанятым.
По словам министра труда, за время самоизоляции в РТ пострадали компании консалтинговой и финансово-страховой деятельности. Электронные ретейлы и обрабатывающие предприятия, наоборот, повысили объемы работы. То же относится и к строительным и сельскохозяйственным предприятиям, в которых находили себе работу люди, потерявшие места в пандемию.
Чтобы выжить, пришлось перестраиваться
Предприятиям пришлось осваивать новые формы работы, чтобы остаться на плаву во время ограничений из-за пандемии. Казанский химический НИИ смог перепрофилироваться и наладил выпуск защитных костюмов, хотя его основная задача – поставка в МО и МЧС средств индивидуальной защиты. На КАМАЗе открыли швейное производство, а для решения задачи обеспечить республику необходимыми продуктами, лекарствами и бытовыми товарами республика открыла бондовую зону для интернет-торговли в Елабуге. За три квартала прошлого года интернет-торговля принесла 3,5 млрд рублей – в несколько раз больше, чем за прошлый год.
В Казани закрываются автотранспортные компании
Уже третья фирма, которая занимается автомобильными перевозками, закрывается в столице с начала пандемии. Глава АТП РТ Сергей Темляков говорит, что это крупнейшая потеря автопредприятий за год. Ушел с рынка «Агромир», который не справился с лизинговыми выплатами. Покинула улицы столицы ИП «Умарова». Третья компания, «Республиканский автовокзал», проработав 10 лет в этой сфере, вложила деньги в обновление парка. Однако по причине малого спроса на услуги и нехватки средств перевозчик также покинул рынок.
Некоторые малые предприятия оказались успешными
Малые предприятия, уловившие дух времени, смогли перестроиться и получить прибыль и развитие в сложных условиях. Компания, экспортирующая с/х продукцию в ЕС, ушла на самоизоляцию, но деятельности не прекратила. Директор Ильдар Саляхов купил всем сотрудникам компьютеры, чтобы те работали из дома.
Производитель Ринат Садыков продает халяльный эмиз, который в пандемию стал особо популярен, поэтому его компания смогла в 5 раз увеличить реализацию напитка. Для этого успеха предприниматель освоил новые каналы рекламы, онлайн-доставку клиентам.
Руководитель медиа-группы «РУ медиа», куда входят несколько радиостанций, Глеб Ваталев сказал, что передачи начали записывать из дома, радиоэфиры не пострадали, поэтому пандемия компании не коснулась. А вот кто пострадал серьезно, так это детективные агентства, которые не могут не работать оффлайн. Доходы этих фирм упали, клиенты не спешат заключать договора, поэтому предпринимателю Алику Крылову пришлось заняться иной деятельностью в сфере юридического консультирования, где всегда остается востребованность услуг.