Жил-был человек, ничего особенного от жизни не хотел. Интересовался насекомыми да лелеял мечту открыть новый вид мух и вписать свое имя, которое сохранится в веках, в энтомологический атлас, рядом с латинским названием этой редкой букашки. По иронии судьбы, человека самого, как муху, поймали в песочную ловушку…
Ловушка для искателей смысла жизни
15 и 17 марта в татарском драмтеатре Набережных Челнов состоялась премьера спектакля «Ком ял итми» («Песок не знает отдыха»), поставленного по роману японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Герои пьесы обезличены, событий и действий на сцене – минимум, все внимание – даже не на диалоги мужчины и женщины, которых сковали обстоятельства песочного плена, а на внутренний монолог главного героя.
– Это произведение не о любви – там ее просто нет! Смысл в том, что когда у главного героя появляется возможность уйти, он остается, потому что обрел смысл своего существования именно в этой песочной яме. Яме, которая была ему ненавистна, откуда он хотел убежать с самого начала, – поделился в разговоре с нами автор пьесы Равиль Сабыр.
Все в спектакле просто и в то же время сложно. Герой открывает в себе нового человека и та, прошлая, жизнь, покинувшая его вместе с надеждой выбраться из песочной ловушки, становится ненужной. А люди из прошлой жизни кажутся лишь формами.
Один из ключевых поворотных моментов – пленник устраивает ловушку, чтобы поймать ворону и привязать к ее лапке послание с призывом о помощи. В этой ловушке он обнаруживает воду – неизменный символ жизни – и начинает находить смысл своего нахождения в яме. Там, в «первой жизни», он тоже был в яме, только жил в цивилизованных условиях. Но, по сути, там была такая же жизнь – абсолютно бессмысленная, ни к чему не обязывающая, без особого содержания. «И солнце то же, и небо, и песок…» – произносит герой.
Небегущий человек
– В романе Кобо Абэ «Женщина в песках» действие разворачивается в Японии, но когда я писал инсценировку, намеренно не указывал, где и когда происходят события. Просто в яме – и всё. Для меня неважно, в Японии это случилось или в Татарстане, в 1964 году или вчера. Суть в том, что человек обрел смысл жизни, понял, для чего он должен жить. Причем после того, как долгое время был лишен свободы и занимался, по сути, бессмысленным делом – борьбой с вечно текущим песком. А есть ли в этом смысл? Ведь всё, даже великие цивилизации рано или поздно превращаются в песок, – рассуждает драматург.
За четыре дня до премьеры Равиль Сабыр встретился во дворе театра с одним из технических специалистов. «Не пойму я этот спектакль, – философски заметил тот. – Почему этот мужчина остался в яме, у него ведь была возможность уйти?» «А ты можешь уйти со своей радиорубки?» – спросил автор. «Нет», – был ответ техника. «Ну, вот, твоя радиорубка и есть твоя яма!»
– У всякого есть своя «яма». И каждый из нас отгребает свой песок, – уверен Равиль Сабыр и в доказательство своей мысли приводит слова казанского критика: «Если взять нашу работу: сколько бессмысленных текстов мы пишем – бедные корректоры! А ради чего – непонятно…»
«Довольно комедий!»
Роман японца Кобо Абэ Равилю Сабыру был дорог и интересен, в первую очередь, тем, что в таких великих произведениях каждый человек находит смысл для себя лично, у него меняются взгляды на многие вещи.
– На премьере «Ком ял итми» присутствовала главный художник театра «Мастеровые» Елена Сорочайкина. После спектакля она все время молчала, хотя ее мнение мне было очень интересно. Проводили последних гостей. Подхожу к ней и спрашиваю: «Как вам спектакль?» На что она ответила: «Я читала роман в 20 лет и думала, что тогда все в нем поняла. А сейчас посмотрела спектакль и поняла, что в молодости ничего не поняла».
По словам Равиля Сабыра, работая над инсценировкой романа, он хотел, в первую очередь, разобраться в себе, почему сидит в своем «плену».
– Да и у татарского драмтеатра есть своя «яма», из которой он уже давно не может выбраться. В творческом плане он уже давно «буксует» на одном месте. Ну, сколько можно: одна комедия за другой?! Я не против комедий, если они хороши. Но против того, что нужно ориентироваться на зрителя с наименее низкопробными запросами. Спектакль «Песок не знает отдыха» – один шаг в направлении зрителя-интеллектуала, – резюмирует наш собеседник.