6 мая, спустя почти два года после трагедии, унесшей жизни 122 человек, в Казани стартовал процесс по делу о крушении теплохода «Булгария». И первые же решения суда вызвали возмущение потерпевших.
Слушания по делу о гибели теплохода «Булгария» были перенесены в концертный зал ДК «Юность», поскольку здание Московского районного суда Казани не могло вместить всех потерпевших и свидетелей. В качестве обвиняемых, напомним, проходят пять человек: помощник капитана судна Рамиль Хаметов, субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов и два сотрудника Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта), ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда), ст. 285 УК РФ (злоупо-
требление должностными полномочиями).
Тимергазеев и Семенов попросили суд дать им еще месяц на ознакомление с материалами дела. Судья Сергей Якунин это ходатайство удовлетворил, отведя, правда, им на это две недели – до 27 мая. Это возмутило потерпевших, воспринявших перерыв как затягивание судебного процесса. Также судья разрешил Тимергазееву и Семенову вести аудиозапись заседаний, а Рамилю Хаметову – пользоваться ноутбуком.
Следователи провели более 1000 допросов, около 30 обысков и выемок, а также свыше 200 экспертиз. Наиболее сложной из них стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза. Именно она определила круг подозреваемых.
Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления теплохода «Булгария» явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа. Кроме того, к трагедии привело несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации.
– Наверняка число спасенных человеческих жизней могло быть большим, если бы не поступок капитанов сухогруза «Арбат» и буксира «Дунайский 66», которые прошли мимо терпящих бедствие людей, так и не оказав им помощи, – считает руководитель управления по взаимодействию со СМИ СК России Владимир Маркин. – Со слов выживших, это сломило их волю, у многих создалось ощущение, что они никому не нужны. В настоящее время оба капитана уже понесли заслуженное наказание.