10 дней назад, 18 мая, умер культовый российский режиссер Алексей Балабанов, оставивший нам 19 блестящих картин, вошедших в золотой фонд российского кинематографа.
На мой взгляд, Балабанов – единственный человек, который вообще оправдывал существование российского кино в 1990-2000-е годы, а главное, сумел художественно осмыслить неприглядную нашу действительность.
Как и для автора этих строк, большую роль в жизни и творчестве Алексея Балабанова играл русский рок. Это музыка, куда герои режиссера «прячутся»: пусть все кругом летит в тартарары, но всегда можно воткнуть в уши плеер с альбомом «Разлука», и станет легче. Наверное, все помнят сцену из первого «Брата», когда Даниле Багрову по ошибке звонит Бутусов – и оказывается, что этажом выше совсем другая, настоящая жизнь, где человек человеку не волк, а брат.
Трудно не согласиться с журналистом Юрием Сапрыкиным, который написал:
– В каком-то смысле Балабанов – это всегда про стартовые условия, которые не выбирают. Его герои заброшены на эту неуютную территорию, как десантники в тыл врага. Главная катастрофа уже случилась: в результате мир стал простым и жестоким, у тебя нет в нем особенного выбора – ты можешь опустить руки и стать жертвой, а можешь идти поперек обстоятельств с холодным веселым цинизмом, пока ниточка судьбы не оборвется.
Действительно трудно представить, кем бы стал Данила Багров в наше время. Скорее всего, его уже не было бы на свете.
Многие кинокритики и добропорядочные домохозяйки обвиняли Балабанова в том, что он снимает «чернуху» и бесцельно провоцирует зрителя. Однако фильмы Алексея Октябриновича вовcе не об этом. При всей пугающей точности и достоверности в «отражении российского распада» фильмы Балабанова – это всегда, в конечном счете, сказки: в них есть удаль, благородство и какая-то детская простота, здесь всех жалко, и где-то внутри остается надежда, что после финальных титров все обязательно спасутся.
Никто, конечно, не спасется. Но становится теплее от мысли, что с нами был человек, у которого за все болело сердце, и кто, в отличие от большинства из нас, не боялся смотреть в глаза бездне, в которую мы продолжаем падать.
Фарид ХАЙРУЛЛИН.