Ровно два года назад «Новая неделя», как и многие СМИ, рассказала об обращении ряда известных отечественных мультипликаторов к руководству страны с просьбой спасти тонущую российскую мультипликацию. По мнению известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина, финансовые проблемы для этого важного сегмента нашей культуры так и остались на первом месте.
Государство про нас опять забыло
– Гарри Яковлевич, на спасение и развитие легендарного «Союзмультфильма» государство нашло деньги – в прессе сообщалось, от 500 млн. до
1,5 млрд. рублей. Слышали ли вы о каких-то результатах по их освоению?
– Я так понимаю, на студии сейчас затишье, и выделение денег было просто временной акцией по затыканию дыр. А в целом, к сожалению, в мультипликационной отрасли за эти два года никаких принципиальных изменений нет – решение о деньгах не стало работой на перспективу: оно было мелкотактическим.
– То есть государство про мультипликацию вновь забыло?
– В общем, да.
– Может быть, пора, наконец, создать профильный госкомитет по мультипликации?
– Может быть, и так. А может быть, в первую очередь, нужно изменить момент, связанный с прокатом мультфильмов, чтобы мы могли добывать средства на свое воспроизводство. Пока же мы, мультипликаторы, только вкладываем, но ничего взамен не получаем, потому что государственный мультпрокат у нас провален. А частные фирмы в нем не заинтересованы (впрочем, они и в отечественном кино не заинтересованы).
С мультипликацией для частных прокатчиков все хуже, потому что у нее есть короткометражные мультфильмы, и показывать их можно только по телевидению. А оно берет короткий метр с неохотой и платит копейки. Если мультипликация в России и живет, то только потому, что мультипликаторы сами находят 30 процентов на производство мультфильма – тогда государство выделяет оставшиеся (и то скромные!) средства. А больше ничего не происходит – пираты скачивают наши копии, и все булькает в Лету.
– Почему до чиновников не удается достучаться с этими важными идеями?
– Во-первых, потому что культура по-прежнему финансируется у нас по остаточному принципу. Во-вторых, в представлении чиновников мультики – это копейки, хотя это очень дорогое производство.
Патриотическое варево
– Сейчас наша мультипликация заметна большими рисованными работами – к примеру, об Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Что можно сказать об этой продукции?
– Она не вышла на наш национальный уровень, и здесь я не могу сказать, что «лица не рушим выраженьем»: мы копируем западные образцы, перекладываем на российские сюжеты, и в основном у нас получается православно-патриотическое варево – полуамериканское и полуроссийское, но не российское. Эти мультфильмы вообще не основаны на наших традициях.
– Не секрет, что тут имеется и желание заработать. На ваш взгляд, при хорошем финансировании не было бы проблем с качественным литературным материалом для мультфильма?
– Теперь это все решает экспертное жюри Минкультуры, куда литераторы несут свои проекты. Но так как в Министерсте выставили для получения средств тематику, заказанную государством, через это сито пройдет не каждый наш сценарист – ведь взаимоотношения Зайчика и Белочки не могут быть освещены ни державно, ни православно, ни патриотично, ни через призму военного воспитания. Этот критерий часто вступает в противоречие с замыслами нынешних сценаристов.
У олигархов денег не допроситься
– Молодых мультипликаторов вы часто замечаете? Идет молодежь в эту профессию?
– Они есть – люди понимают, что больших денег не заработают, но зов души приводит их к мечте. Уверен, ручеек таких людей не иссякнет, и это должно радовать государство. Два года назад я сказал Владимиру Путину, что для этих людей необходима Академия, необходимо вложение средств, подготовка кадров, передача традиций российской литературы, музыкальной и художественной культуры. Академия должна быть фундаментом для российской мультипликации, чтобы наша отрасль продолжала оставаться российской, а не основывалась на американской школе или японской школе аниме. Важно, чтобы наша мультипликация развивалась самостоятельно. А для этого нужно серьезно вложиться.
– Может, пора для этого встретиться и с новым министром культуры России Владимиром Мединским?
– Нет. Мединский мне не очень интересен – мне не нравится, чтό он в последнее время говорит и чтό думает. К тому же я считаю, что не мультипликаторы должны к нему идти, а у него должно быть желание познакомиться с теми, кем он руководит.
– Тогда не ошибусь, если предположу, что вы в данный момент больше озабочены поиском денег?
– Конечно. К примеру, в данный момент ищу деньги для окончания работы над своим мультфильмом «Три мелодии» (каждая из историй будет базироваться на определенном музыкальном произведении – прим. ред.) и обратился даже на сайт planeta.ru для завершения своего проекта. У наших олигархов денег мне не допроситься – попытаюсь это сделать у простых людей.
Продукция с элементом человечности
– Что можете сказать о западных мультфильмах, выходивших на наши экраны в последние пару-тройку лет?
– На Западе, прежде всего, умеют рассказывать истории. Иногда они добрые, иногда – не очень, но последние их работы сняты на высоком художественном уровне. Тут я отмечу и PIXAR, и студию Walt Disney. Они – молодцы: я вижу что их продукция по-прежнему крепкая, с элементом человечности.
– Под влиянием пусть и качественной продукции Запада и отсутствия денег не умрут ли в ближайшие годы российские мультфильмы?
– Надеюсь, что нет. Главное достоинство мультипликации – коротко рассказать об очень многом. Это всегда вызывало огромный зрительский интерес. Вот увидите, погонные метры российской мультипликации, пройдя по нынешним экранам, просто булькнут в неизвестность, и в истории нашей культуры останутся короткие авторские работы.
Беседовал Сергей КОЧНЕВ.