МИЛЛИАРДЕР С СОСЕДНЕГО ДВОРА

Untitled Document

Половина граждан России ходит у него в должниках. Ведь он почти никогда не отказывает, когда просят в долг, и чаще даже сам предлагает деньги. Только за первую половину 2006 года его банк заработал на потребительских кредитах 250 млн. долларов, а журнал «Форбс» в этом году включил его в рейтинг богатейших людей планеты с состоянием почти в 2 млрд. долларов.

 

В школе Рустам (справа) организовал ВИА, с которым выступал на городских дискотеках

 

Мама была для меня
и отцом

– Я была их классным руководителем, – начала свой рассказ бывшая учительница школы №1 города Мензелинска Любовь Кузьминична Куклина. – Рустам был самостоятельным мальчиком. Он и уроки сам готовил, и кушать себе варил, все сам делал. Его мама, Роза Назиповна, всегда работала на ответственных постах: в райкоме партии, редакции районной газеты, преподавала в сельхозтехникуме. Она часто задерживалась на работе допоздна, нередко уезжала в длительные командировки.

В одном из интервью Тарико сказал: «Важно, сколько любви вы получили от матери в детстве. Я знаю, что делает меня сильным: я вырос в атмосфере огромной материнской любви. Хотя она была очень занятой женщиной, часто уезжала в командировки, иногда ее не было целый месяц, но мама всегда присылала мне посылки со сладостями и игрушками. Даже при таких странных отношениях я чувствовал себя в полной безопасности. Вспоминая свое детство, я понимаю, что стал таким счастливым и успешным благодаря тому, что мама отдала мне так много энергии. И я до сих пор пользуюсь этим зарядом».

Рустам рос без отца. Родители развелись, когда ему был год, и мама так и не объяснила причин развода. «Мама была для меня и отцом, – поделился как-то Тарико. – Будучи подростком, я вставал вместе с мамой в 6 утра, когда за ней приезжала служебная машина. Водитель отливал мне из маминой машины немного бензина для мотоцикла. Я бы мог подождать открытия бензоколонки до 10 часов утра, и у меня были деньги на бензин. Но мне нравилось вставать вместе с мамой».

 

«Я ТАК ГОРД СОБОЙ! »
Эта фотография сделана в 1969 году, когда Рустам пошел в первый класс. Позже Тарико признается авторам книги «Лидеры российского бизнеса»:
«Красивая фотография, на ней я так горд собой! Я совершенно точно знал, что меня ждет отличное будущее. Я очень удивился, увидев такую уверенность в глазах маленького мальчика. Я всегда думал, что только с опытом ты можешь себе сказать: «Эх! Тебе может повезти! У тебя достаточно знаний, и ты сообразительный». Но, глядя на эту фотографию первых дней в школе, я понимаю, что думал так даже тогда, в детстве».

 

Первый парень

– Да, у него был мотоцикл, такой синенький М-105, – вспоминает одноклассник Тарико, ныне начальник турбинного цеха Набережночелнинской ТЭЦ Александр Жбанов. – Он у него всегда был на ходу. Если что-то ломалось, сам ремонтировал. Помню, у меня сломался мопед, который я купил гораздо позже, чем у него появился мотоцикл, так обратился к Рустаму, и он мне быстро все наладил. Он очень хорошо разбирался в технике.

Что касается слов Тарико о том, что у него были деньги на бензин, то он их зарабатывал… пением. Рустам организовал в школе модный тогда ВИА – вокально-инструментальный ансамбль. Сначала выступали на школьных вечерах, затем, наверное, благодаря маме, ВИА получил официальный статус ансамбля при Дворце культуры Мензелинска. Ребята выступали на дискотеках и получали за это зарплату.

– На гитаре он играл очень хорошо, хоть и был самоучкой, – говорит Александр Жбанов. – Сам выступал в качестве солиста. Пел неплохо, нам нравилось. Помню, на выпускном почти весь вечер пел. Репертуар ансамбля составляли популярные, модные в ту пору песни. Да и сам он был модным парнем.
И девушкам нравился, добавим мы. Вот что рассказала одноклассница Рустама Тарико, ныне врач детской консультации города Мензелинска Ирина Строкина:

– В те времена, когда мы учились в школе, не было той раскованности, которая присуща нынешней молодежи. Мы, девчонки, были сами по себе, мальчишки – тоже. Однако с Рустамом всегда было очень легко общаться. Иногда он по пол-урока разговаривал то с девочкой, сидящей за соседней партой, то с той, которая сидит впереди. Сказать, что он чем-то особенным среди всех выделялся или был на голову выше остальных, я не могу. Но лидерские качества, безусловно, присутствовали.
Вернемся к разговору с классным руководителем:

– Уже когда они учились в 10 классе, пошли мы в поход на реку Ик, – продолжила свой рассказ Любовь Кузьминична. – Успели только палатку поставить, как началась гроза. Дождь лил, как из ведра. У всех ребят, естественно, настроение упало. Заметив это, Рустам всех собрал в одной палатке и начал петь, играя на гитаре. К нему присоединились и остальные. С каждым раскатом грома они пели все громче и громче. Так день, который должен был «пропасть», благодаря Рустаму стал незабываемым.

Надо заметить, что в походы ребята ходили часто. В школе сохранился альбом, сделанный отрядом «Искатель» по маршруту Елабуга – Менделеевск – Татминводы – Агрыз. За пять дней ребята пешком прошагали по полям и лесам десятки километров, изучая историю родного края, каждого населенного пункта, встречавшегося на пути. Угадайте, кто был командиром группы? Конечно, Тарико!

– Они все были очень инициативные ребята, – заметила Любовь Кузьминична. – Вот эта фотография сделана, когда мы ездили с экскурсией в Москву. Дети сами предложили съездить, родители купили билеты, и я их свозила.

 

ЧТО МОЖНО КУПИТЬ
НА 1,9 МЛРД. ДОЛЛАРОВ?

199120 «десяток»

45254 КАМАЗа

26908 3-комнатных квартир в Челнах

95 туристических путевок в космос

69 самолетов ТУ-204

 

В Москву!

 

– Учился он хорошо, – продолжила Любовь Кузьминична. – Был ударником. Где-то у меня здесь должен быть листок с отметками учащихся из этого класса за четверть, – говорит она, листая старый альбом. – А вот они, мои ребятишки! – радуется Любовь Куклина по-детски, как будто они до сих пор учатся в 10 «А». – Та-а-ак, смотрим, где тут Тарико. Вот он. Пять, четыре, пять, пять, а вот тройку схватил по геометрии, пять, пять… О! Двойка даже есть по химии! Наверняка за поведение. Пять, пять, четыре, пять…

 

– После школы он поехал в Москву, поступать в МИИТ – институт инженеров транспорта, – поведал Александр Жбанов. – По-моему, с первого раза не поступил, только на следующий год, со второй попытки. Он ведь не просто так в Москву поехал! Видимо, у него уже тогда были далеко идущие планы, которые вряд ли были как-то связаны с карьерой инженера, и он понимал, что реализовать их в Москве возможностей больше.

А вот что рассказала Зухра-ханум, близкая подруга Розы Назиповны Тарико:

– Мама отправляла Рустаму в Москву деньги, а он их возвращал и просил больше не присылать, говорил, что у него свои есть. Он, как и его школьные друзья, устроился работать дворником, и зарплаты хватало даже снимать одну квартиру на четверых.

 

Прорыв

1988 год. Перестройка и гласность открыли границы для бизнесменов с Запада. В то время Тарико работал в кооперативе, который оказывал иностранцам транспортные услуги. Как-то он встретился с Эмануэлой Карбончини, компания которой занималась бронированием номеров в гостиницах Москвы для итальянских бизнесменов. Эмануэла была в полном отчаянии, так как не могла наладить сотрудничество с медлительными, коррумпированными и безответственными чиновниками «Интуриста».

– Его лицо с самого начала показалось мне умным, – будет вспоминать позднее итальянка. – Я сказала ему: «Если хотите заработать, помогите мне в одном простом деле. Обеспечьте мне доступ к приличным гостиничным номерам Москвы. Если вам это удастся, вы станете богатым».

Рустам отправился к директору гостиницы «Россия». Женщина, привыкшая иметь дело только с большими начальниками, не приняла молодого человека, явившегося без приглашения. Уже поздно вечером, уходя с работы, она увидела, что тот все еще сидит в приемной. Такая настойчивость заинтриговала ее, и она выслушала предложение Тарико. Оно было достаточно простым: «У вас есть связи с чиновниками, которые выдают иностранцам разрешения на въезд в СССР. При этом за каждого иностранца «России» платят 3 доллара, а «Интуристу» – 70. У меня есть список из сотен бизнесменов, которые хотели бы приехать в Москву, но они не могут получить разрешение и номер в гостинице. Сотрудничество разрешило бы наши проблемы».

Директору идея показалась интересной, но ей предстояло получить разрешение на прямую работу с иностранцами. Эту проблему она решила уже на следующий день, и договор был подписан. Через два дня Рустам разместил в «России» первую группу итальянцев и заработал за один день 5000 долларов на комиссии. «До этого у меня в кармане больше 50 долларов никогда не бывало», – признался Тарико. В первый же месяц сотрудничества с компанией Эмануэлы он заработал 60 000 долларов. Но, кроме денег, Тарико получил кое-что поважнее: возможность напрямую общаться с представителями итальянского бизнеса – первыми, вторыми лицами таких компаний, как FIAT или Olivetti. Для итальянских бизнесменов Тарико был человеком, «который решает проблемы», и интерпретатором российской действительности. А они учили его.

Вот как об этом рассказывал Рустам Тарико: «В самом начале моей предпринимательской карьеры я и один итальянец открыли фирму, весьма успешно торговавшую «киндер-сюрпризами». Слишком успешно. Потому что отношения стремительно ухудшались, кончилось тем, что мой компаньон выплатил мне всего лишь небольшую часть заработанных денег, что-то объяснив про 90-процентные итальянские налоги, и мне пришлось уйти, собрав свои пожитки в полиэтиленовый мешочек. Но он меня многому научил. Его изречения я помню до сих пор. Например, такое: недостаточно заработать много денег, надо еще, чтобы эти деньги тебе простили другие».

 

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Как-то Рустам Тарико сказал: «Может быть, когда выйду на пенсию, я стану каким-нибудь внештатным министром по детскому образованию. По миру сегодня ходит такое огромное количество идиотов из-за того, что они получили плохое образование. Я занимаюсь этим пока непрофессионально и в небольших масштабах. Но, я думаю, что чем старше буду становиться, тем больше меня будет волновать эта проблема».
Благотворительная программа «Одаренные дети Мензелинска в Москве» действует с 1999 года. Ежегодно в марте и апреле проходит конкурсный отбор учащихся. Каждый желающий, в том числе и выпускники сельских школ, могут принять участие в конкурсе. По его итогам формируется группа из 10 человек. Дети в сопровождении двух родителей выезжают в Москву, где в офисе компании «Русский стандарт» преподаватели московских вузов проводят тестирование, которое определяет уровень знаний учащихся. Дорогу, проживание в Москве, питание обеспечивает компания «Русский стандарт». Затем по итогам собеседования выбирают двух наиболее подготовленных выпускников. Они самостоятельно сдают вступительные экзамены. В случае успешного поступления на бюджетное отделение фирма выплачивает дополнительную стипендию в размере 3 тысяч рублей ежемесячно на весь период обучения. За семь лет по этой программе в московские вузы поступили 10 человек.
А к 225-летию Мензелинска, которое будет отмечаться на днях, Рустам Тарико преподнес шикарный подарок. Рядом со своей родной школой он строит еще одну. В четырехэтажном здании разместится Школа детского творчества.

 

«Русский стандарт» – это «Мерседес»

В итальянском бизнес-сообществе начали поговаривать о молодом предприимчивом парне из России. В 1992 году с Рустамом Тарико связались представители компании Martini. Однажды обжегшись, он стал умнее и пришел на переговоры, зарегистрировав собственную компанию Roust Inc. и сам предложил условия сотрудничества – эксклюзивный контракт при условии, что за два месяца он продаст в России столько Martini, сколько тогда продавалось за год. Когда в гастроном «Елисеевский» пришла первая партия, Тарико разгружал ее лично. Несмотря на астрономическую цену – 50 долларов – люди покупали Martini. Тарико выполнил самим собой установленный тест и получил эксклюзив. К 1994 году компания Roust Inc. стала крупнейшим российским импортером дорогих алкогольных напитков.

 

В сентябре 1998 года, сразу после августовского дефолта, Тарико запустил производство высококачественной водки «Русский стандарт». Согласно его плану, «Русский стандарт» должен также ассоциироваться с Россией, как кока-кола с США, «Сони» с Японией, а Кристиан Диор с Францией. «Я поставил своего друга детства на контроль качества, – отметил Тарико. – Он не подчиняется никому, кроме меня. Я сказал ему: «Если вдруг чувствуешь, что что-то не в порядке, просто встань на проходной завода и не выпускай грузовик, что бы тебе ни говорили. Делай, что хочешь, пользуйся моим именем, чем угодно!». А руководителям компании написал письмо: «У этого человека есть чрезвычайные полномочия – в любой момент остановить продажу товара, вмешаться в производственный процесс и т. д.». Таким образом, служба контроля не подчиняется тем, кто непосредственно занимается продажей водки. Мне директор завода говорит: «У нас есть ГОСТ». Но по сравнению с тем, что нам нужно – это примерно то же самое, что по ГОСТу «Жигулей» выпускать «Мерседес». Наша водка – это именно «Мерседес».

 

Не откладывать жизнь на завтра

В 1999 году, когда все были напуганы дефолтом и сидели без денег, Рустам Тарико совершил самую настоящую революцию. Он предложил «не откладывать жизнь на завтра» и брать кредиты в его банке «Русский стандарт» – первом банке потребительского кредитования. «Идея буквально витала в воздухе, просто я первым ее подхватил и реализовал, – любит рассказывать Рустам Васильевич. – Вам хочется купить себе новую плиту или новый диван, но у вас нет денег. Вы приходите в банк и просите кредит. Мы просто вам помогаем. Как в советские времена, мы «даем трешку, чтобы перебиться до зарплаты». Но за эту трешку необходимо платить каждый месяц определенный процент».
Рисковал бизнесмен? Безусловно. Но он объясняет, что есть математическая модель (очень сложная), которая позволяет просчитывать риски. Теория вероятности входила в число его любимых предметов в МИИТе. Уже к 2003 году «Русский стандарт» выдал кредиты каждому седьмому москвичу.

 

… и самый быстроходный катер в Средиземном море
теперь принадлежат Рустаму Тарико

 

Рисковал бизнесмен? Безусловно. Но он объясняет, что есть математическая модель (очень сложная), которая позволяет просчитывать риски. Теория вероятности входила в число его любимых предметов в МИИТе. Уже к 2003 году «Русский стандарт» выдал кредиты каждому седьмому москвичу.

Кстати, о рисках и угрозах. В одном из интервью Рустам Тарико рассказал, что несколько лет назад бандиты угрожали директору филиала Roust в Питере. Эту проблему довольно быстро снял Игорь Косарев, школьный друг Тарико, который работает вместе с ним со дня основания компании. «Игорь вытаскивал нас из многих подобных ситуаций, – заметил как-то он. – До прихода в Roust он шел по классической советской карьерной лестнице: работал в партийных органах, в газете «Московская правда», поэтому отвечал за отношения с правительственными чиновниками. Я татарин, поэтому не мог установить такие же дружеские отношения с российскими чиновниками, какие завязались у него. Игорь – русский, он такой же, как они».

Кроме Игоря, также с первых дней создания Roust Inc. вместе с Тарико работают его школьные друзья Илгиз Мухаметдинов и Рашид Газизуллин. С последним они учились в одном классе. «Когда начинаешь какое-то дело, у тебя нет больших средств, возможностей, ты обращаешься к друзьям. Потом отношения могут складываться по-разному. Но мои друзья, видимо, просто талантливы, поэтому они до сих пор со мной», – подчеркивает Рустам Тарико.

 

Мой любимый

Мензелинск
В родном Мензелинске Тарико последний раз был в 1999 году, когда его класс собирался в школе №1 спустя 20 лет после выпускного вечера.

– Ребят было не очень много, но Рустам и Рашид приехали, – вспоминает классный руководитель Любовь Кузьминична. – С ними еще был Косарев. Несмотря на всю свою занятость, они специально прилетели на самолете на два-три часа только лишь для того, чтобы встретиться с одноклассниками.

Рустам Тарико любит повторять в своих интервью: «Мой любимый Мензелинск». Так же и мама, хоть давно уже не живет здесь, связи с городом не теряет. Как рассказали нам мензелинцы, когда три года назад у нашего героя родились дочери-близняшки, по просьбе Розы Назиповны из Италии в Мензелинск был отправлен самолет, на котором ее подруги летали посмотреть на малюток.

Зухра-ханум поделилась, что очередную встречу со своей подругой ждет в начале 2007 года. К сожалению, в холодную погоду у Розы Назиповны болят суставы, поэтому теперь она проживает то ли в Тайване, то ли в Таиланде, где за ней ухаживают врачи. Она, конечно же, тоскует по родине, но Рустам очень беспокоится о ее здоровье, боится обострения болезни и поэтому разрешает маме приехать в Россию только не надолго.

P. S. В статье использованы материалы журналов «Секрет фирмы», «Управление компанией», «Крестьянка» и книги «Лидеры российского бизнеса».

 

САМЫЕ
БОГАТЫЕ ЛЮДИ МИРА
В список миллиардеров планеты журнала «Форбс» вошли 793 человека. Больше всего миллиардеров в США – 371 человек. Россиян – 33. Первый среди них – Роман Абрамович, губернатор Чукотки и владелец футбольного клуба «Челси». Хоть Рустам Тарико и занимает в данном списке «скромное» 410 место, в Европе его называют самым известным русским бизнесменом после Абрамовича.
1. Билл Гейтс («Майкрософт») – $50 млрд.
11. Роман Абрамович («Сибнефть») – $18,2 млрд.
37. Вагит Алекперов («Лукойл») – $11 млрд.
41. Владимир Лисин (НЛМК) – $10,7 млрд.
50. Михаил Фридман («Альфа-Групп») – $9,7 млрд.
62. Олег Дерипаска («Русский Алюминий») – $7,8 млрд.
72. Сулейман Керимов («Нафта-Москва») – $7,1 млрд.
224. Петр Авен («Альфа-Банк») – $3 млрд.
410. Рустам Тарико («Русский стандарт») – $1,9 млрд.
486. Дмитрий Рыболовлев («Уралкалий») – $1,6 млрд.
606. Василий Анисимов («Газпроминвестхолдинг») – $1,3 млрд.
Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Никогда не думал что кто то из моих друзей детства, достигнут таких успехов. Последний контакт с Рустамом и Рашидом был у меня в 1981 году, когда я служил в армии. Хотелось бы увидеться и пожать им руки. Фарид Латыпов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*