«Может, это и нескромно, но считаю,
что у меня есть способность к изучению языков»
|
«Уже устала повторять, что я не крещеная татарка, нет у меня и каких-либо родственных отношений с татарами, – сказала тогда Татьяна Божедумова и добавила на татарском же, – Биллэhи, рус кызы мин»! (клянусь именем Аллаха, я – русская!). Минтимер Шаймиев сначала пошутил, мол, наверное, все-таки у Татьяны парень татарин, но затем серьезно заметил: «Для этого нужно любить республику, куда она когда-то приехала жить, его многонациональный народ и вообще людей. Ведь речь человека другой национальности на твоем родном языке ложится на сердце бальзамом». На днях журналист «Челнинской недели» вновь встретился с героем той конференции.
– Добрый день, Татьяна, как дела, как работается?
– Всегда всем честно признаюсь, что работа учителя мне нравится, я получаю удовольствие от нее. Уже пробовала работать продавщицей и приходила домой вся разбитая, уставшая. А вот после работы с детьми всегда возвращаюсь одухотворенной. Трудно, конечно. Иногда приходится в день по пять планов писать. Вообще работа учителя – это адский труд. Потому что во время урока может выясниться, что написанный тобой план вовсе и не нужен, урок уходит в своем направлении.
|
|
– Где ты училась?
Мама привезла нас со старшей сестрой в Набережные Челны, когда мне было семь лет. Тогда строили КБК и его жилой комплекс. А родилась я в городе Коряжма Архангельской области. Училась в 44-й школе, что рядом с домом. С 5-го по 11-й класс учила там татарский язык. После школы три года училась в экспериментальной группе педколледжа, затем окончила филиал Казанского педуниверситета по специальности учитель татарского языка. Натренировали нас там по полной программе. Не сравнишь с первыми годами изучения татарского в школе. Тогда все только начиналось, учителя работали в режиме эксперимента, не было ни одной книжки. Зато интересно: изучение языка шло в игровой форме, например, ты пришла в ресторан и делаешь заказ.
– Что стало побудительным мотивом того, что ты вообще взялась учить татарский язык?
– Может, это и нескромно, но считаю, что у меня есть способность к изучению языков. Была возможность поступить и на иняз. Однако, видимо, то, что с 5-го по 11-й класс нас учила одна учительница, которую я слушала с раскрытым ртом, и сыграло самую важную роль в моем выборе, потому что по иностранному языку учителя менялись.
– Что стало побудительным мотивом того, что ты вообще взялась учить татарский язык?
– Может, это и нескромно, но считаю, что у меня есть способность к изучению языков. Была возможность поступить и на иняз. Однако, видимо, то, что с 5-го по 11-й класс нас учила одна учительница, которую я слушала с раскрытым ртом, и сыграло самую важную роль в моем выборе, потому что по иностранному языку учителя менялись.
|
– А что может стать мотивом для других русских ребят?
– Я много думала над этим. Ради того, чтобы кого-то понимать на улице, ребенок, конечно же, не станет изучать татарский. В республике немало сделано для внедрения двуязычия, но нет чего-то завершающего. Считаю, что раз уж у нас по Конституции два государственных языка, то нужно ввести хотя бы на гуманитарных факультетах республиканских вузов обязательные вступительные экзамены по татарскому языку. По русскому же есть, пусть и по татарскому будут. Мне кажется, решение проблемы в этом. Раз мы начали, то давайте доведем дело до конца.
– Вот ты говорила, что учительнице русской легче обучать детей татарскому. Почему?
– Во всем мире языку обучают преподаватели, которые сами не являются носителями этого языка. Те же учителя немецкого – они же не немцы, а русские или татары, которые сами выучили язык. Учитель татарин не может понять трудности, с которыми приходится сталкиваться русским ребятам. Вот когда он учит русскому, то может объяснить те или иные тонкости, сопоставляя языки. Спрашивая у школьника что-то, я уже знаю, какую ошибку он сейчас сделает. Поэтому перед этим мы повторяем правило, чтобы ребенок не сделал этой ошибки. А вообще, татарский язык не так уж труден для изучения. Кстати, я сейчас учусь на II курсе Казан-ского ИЯЛИ, пишу кандидатскую на тему «Обучение татарскому языку как фактор реализации языковой политики в РТ».
– Татьяна, ты говоришь, что получаешь удовольствие от работы учителя. А когда получаешь учительскую зарплату…
|