ЗА СВОИХ ОТВЕЧАЕМ

Untitled Document

С чем ассоциируется у нас море? Конечно же, с кораблем. С капитаном, седовласым, подтянутым и чуть прихрамывающим. С его помощником, обязательно усатым и – обязательно – пропахшим «Беломором». С юнгами, которые бегают по палубе и выполняют указания старших… Романтика! И самое интересное, что все это у нас есть.

 

Кто сказал, что в Челнах нет моря?!

 

Каждый моряк мечтает стать…

Кроме шуток: в Набережных Челнах работает настоящий, созданный при речном лицее Детский морской центр. На плаву – учебный минный тральщик «Североморец» и небольшое судно «Шквал». На своих местах директор и завуч Александр Ермолаев и Юрий Гончаров. Все натурально: и седые виски, и усы, и густой «беломорный» запах. А сколько маленьких морячков… «470, – предвосхищают мой вопрос «капитан» и «помощник». – 470 мальчишек и девчонок учатся у нас».

Жаль только, моря нет. Хотя и с этим утверждением Александр Ермолаев и Юрий Гончаров готовы поспорить. «А вы видели когда-нибудь Каму с высокого берега, близ Менделеевска? – спрашивают они. – Конца и края не видать этому разливу! Разве не море? Там наши воспитанники тоже проходят практику».
А практика, надо сказать, у ребят обширная: в 6-7 классах они проходят яхтенное дело в акватории клуба «Навигатор», в 8-9 – шлюпочное и такелажное дело, в 10-11-м, когда им уже можно доверить штурвал и «начинку» судна, – навигацию, судовождение, механизмы корабля, электроустановки. Впрочем, оговариваются мои собеседники, профильные знания мальчишки и так получают в речном лицее, а морской центр дает дополнительное, более глубокое образование. Потребность в таковом велика, ведь подавляющее большинство выпускников этого учебного заведения связывает свою жизнь с водой.

Для мальчишек этот выбор осознанный. После окончания лицея и центра они поступают в Нижегородскую академию водного транспорта или Самарский речной техникум, после которых могут повысить квалификацию в Московской и Нижегородской академиях водного транспорта. «Заканчивают военное училище – идут на службу в ВМФ, – рассказывает Александр Николаевич, – а там уж могут и до адмиралов дослужиться. Если оказываются в гражданском флоте, то уж как минимум до капитана корабля каждый хочет вырасти. И многие добиваются своей цели».

 

 

Показатель «отказников» – ноль

Но особый предмет гордости речного лицея и морского центра – показатель «отказников» от армии, равный… нулю. Ребята без раздумий идут служить, если, конечно, не поступают в высшие учебные заведения. Педагогам надо сказать спасибо. И говорят выпускники, не стесняются. Чувство благодарности в них здесь тоже воспитали. «Не успеют вернуться на побывку – сразу бегут сюда, – радуются наставники. – Иной раз кажется, будто и не уходили! И мы их всегда рады видеть. Встречаем, как родных!»
Вчера только приезжали в морской центр бывшие воспитанники, говорили и не могли наговориться с Александром Николаевичем и дядей Юрой… «С кем-с кем?!» – переспросит читатель. Все верно: для яхт-клубовских мальчишек Юрий Владимирович Гончаров – профессионал в парусном спорте с 20-летним стажем – как родной. Потому и дядя. Потому и Юра.

Да что это я все о мальчишках? – В морском центре занимаются девочки, и какие! Среди них – отличницы в школе и по жизни: медалистки, серебряные и бронзовые призеры российских чемпионатов, победительницы школьных спартакиад. Их усилиями в том числе морской центр неизменно добивается первых, вторых, третьих мест на Поволжских соревнованиях по морскому многоборью. А соревнования эти очень серьезные. Даже простое перечисление обязательных дисциплин заставит задуматься любого морского волка: флажный семафор, вязание узлов на скорость, стрельба из воздушного оружия, подтягивание, кросс, устройство шлюпки, метание лёгости (это небольшой мешочек весом 400-500 граммов с прикрепленной к нему тоненькой веревочкой: незатейливая конструкция привязывается к канату, а задача моряка – как можно более далеко и метко бросить лёгость с корабля на берег – по ней потом притянут канат, и судно сможет пришвартоваться. – Прим. авт.).

Вот так и живут бок о бок речной лицей с морским центром. Представляют по сути разные образовательные учреждения, ведут разную бухгалтерию. Но выполняют при этом общую, очень трудную задачу – делают своих воспитанников достойными людьми. Какую бы дорогу ни выбрали, их ребята никогда не оступятся. Наставники отвечают.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*