САМОУНИЧТОЖЕНИЕ





Untitled Document

Согласно статистике, каждую неделю в Татарстане в результате ДТП погибают 10 человек. Еще 124 человека получают увечья. Экономический ущерб, наносимый республике автомобильными авариями, оценивается в 13 млрд. рублей в год. Ситуацию на дорогах уже давно оценивают как необъявленную войну. Кто виноват и что делать?

 

Очень важно научиться в автошколе навыкам вождения автомобиля в городе

 

Середина
прошлого века

Ответы на эти извечные вопросы искали на днях в зале-400 мэрии, на совещании с руководителями автошкол Закамского региона, организованном по инициативе республиканской ГИБДД. Вел совещание и. о. заместителя министра внутренних дел РТ Василий Соколов. С первых слов он дал понять, что разговор пойдет не на мажорной ноте.

– Так называемые учебные заведения, именующие себя автошколами, предоставляют услуги по демпинговым ценам, практикуя фактически самостоятельную подготовку кандидатов в водители. В результате происходит отток людей из автошкол с хорошей методической базой и опытом в школы с низким качеством обучения. В эпоху бурного внедрения информационных технологий мы готовим водителей по программам и методикам, разработанным порой еще в середине прошлого века. Изучение в автошколах ведется не с помощью компьютерных программ, а на примере запасных частей, которые были в пользовании десять, а иногда и тридцать лет назад, – сказал
В. Соколов.

Не знают
и не хотят знать

С основным докладом выступил начальник управления ГИБДД РТ Рифкат Минниханов. Он заметил, что 2007 год объявлен для органов внутренних дел Годом повышения безопасности дорожного движения. В федеральной целевой программе поставлена задача: к 2012 году смертность на дорогах должна снизиться в полтора раза по отношению к 2004 году. То есть, если в 2004 году в России погибли 34,5 тысячи человек, то к 2012 году эта цифра должна снизиться до 23,4 тысячи человек. В Татарстане – соответственно 822 и 588 погибших.

– Конечно, нельзя говорить, что столько-то человек должно погибнуть, но, к сожалению, это реальность и мы должны смотреть правде в глаза, – сказал
Р. Минниханов. – Тем более, рост аварийности на дорогах республики сохраняется. В I квартале зарегистрировано 2252 ДТП, в которых погибли 128 человек и 1612 получили ранения. Наш анализ показывает, что наиболее тяжкие ДТП с большим количеством пострадавших происходят по вине молодых водителей в возрасте 22-23 лет, которые, как правило, не желают соблюдать или просто не знают правила дорожного движения.

Каждый четвертый учитель не знает…

Не снимая ответственности с возглавляемой службы, Рифкат Нургалиевич остановился на самых серьезных недостатках автошкол. Первый и самый большой – слабая подготовка водителей. С первого раза теоретический экзамен сдают 54% курсантов, практическое вождение – 20%. Анализ, проведенный республиканским управлением ГИБДД, показал, что десятки инструкторов автошкол сами являются грубыми нарушителями ПДД, а некоторые и вовсе лишены прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Тестирование преподавателей говорит о том, что каждый четвертый плохо знает правила дорожного движения. Посещаемость занятий не выдерживает никакой критики, поскольку в лучшем случае отсутствует четверть группы, а в некоторых автошколах порой даже и не утруждаются проведением занятий.

 

«НЕТ ТАКОГО ПРИКАЗА»
В предыдущем номере было опубликовано интервью с главным госавтоинспектором Набережных Челнов Радием Кадиковым, который на прошлой неделе побывал в гостях у «Челнинской недели». Во время нашей беседы мы, естественно, не могли обойти стороной тему подготовки водителей.
– Почему наиболее тяжкие ДТП происходят по вине водителей, которым 22-23 года? Потому что у них водительский стаж год или два, то есть они еще только набираются опыта, – заметил Радий Закиевич. – Поэтому первое время для водителя имеет очень важное значение то, какие знания он получил. Лет пять назад в городе насчитывалось около 30 автошкол. Сегодня – около 20. Мы не ставим количественных ограничений. Нет такого приказа, что в Челнах не должно быть более 20 автошкол. Мы ратуем за повышение качества обучения. Если оно соответствует всем требованиям – ради бога!
Какие школы закрылись? В основном частные, которые получили лицензию, арендовали помещение, набрали группу, собрали деньги, где-то понанимали на полставки преподавателей и якобы «учат». Почему они, несмотря на низкий уровень обучения, были конкурентоспособными? Как правило, такие автошколы арендуют только один кабинет, в котором изучают и материально-техническую часть, и теорию, и предподготовку к практическому вождению, и все остальное. Соответственно, они платят меньше за аренду и могут снизить цену за подготовку. Люди идут туда, где дешевле. Экономя на этом деньги, они ставят под угрозу как свою жизнь, так и жизнь других участников дорожного движения.

 

Потенциальный
виновник ДТП

Начальник челнинской ГИБДД Радий Кадиков тоже отметил ряд недостатков:

– Некоторые автошколы для обучения вождению нанимают частников. Они, конечно же, жалеют свою машину, не хотят, чтобы она ломалась, экономят на бензине, уменьшая часы вождения. В итоге вместо положенных 30 часов практического вождения человек накатывает только около десяти. О каком качестве подготовки можно после этого говорить? Более того, занятия часто проводятся на закрытой площадке, где обычно тренируют въезд в гараж и на эстакаду. А когда человек получает права и выезжает в город, начинает нервничать, теряется, навыков-то у него нет. Поэтому в автошколах должны быть и тренажеры, и автодром и т. д. А то ведь у нас как рассуждают? Деньги за обучение отдал, и ладно! Человек два-три занятия посещает, а потом начинает искать входы-выходы, чтобы экзамен сдать. В итоге он получает права, а на следующий день за рулем сидит потенциальный виновник ДТП.

Ждем-с…

Руководителям автошкол на совещании дали понять: если раньше контроль над ними прекращался сразу после получения лицензии, то сейчас Министерство образования РТ и ГИБДД будут регулярно проводить проверки. Обещали поместить на сайт республиканской Госавтоинспекции рейтинг автошкол. Он там сегодня действительно есть, и, как видите, мы даже сделали выборочную таблицу (полную версию рейтинга можно посмотреть по адресу: http://www.rpolice.ru/index.php?page=auto_school), но, однако, думается, что пока здесь отражены далеко не все учебные заведения. Ждем-с.

Блатные дела

Ближе к концу совещания, отвечая на вопросы, Рифкат Минниханов разоткровенничался:
– Ну, да, бывают блатные дела. Но я лично с Нового года еще никому не помог. В результате моей несговорчивости в Казани цена взятки за сдачу экзамена с 5 тысяч рублей выросла до 1000 долларов. Правда, один мне сказал, что заплатил другому человеку. Я предложил ему указать на этого человека взамен на то, что я, пока работаю в Госавтоинспекции, буду помогать всем, за кого он попросит. Но он не согласился. Практикуется и форма сбора денег. Говорят: «Пока не сдадите деньги, никто экзамен не сдаст». Если такое случается, сообщайте нам.

* * *

…Выходя с совещания, журналист «Недели» стал невольным свидетелем разговора двух директоров автошкол:
– Сам же признался, что до Нового года помогал сдавать экзамены, – сказал один с явной обидой в голосе. – А скольким помогли замы, начальники городских и районных ГАИ, их замы, начальники экзаменационных отделов, просто инспекторы? А потом мы виноваты! Пусть не принимают экзамен у тех, кто не учился!

Равиль САБИРОВ.
Фото автора.

 


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*