«Часто ли вы ходите в театр?» Этот вопрос у челнинцев может вызвать недоумение, несмотря на то, что в городе три профессиональных театра. Детям есть куда пойти – в театр кукол, ставят
|
||||
Коллектив театра-студии «Ника»
|
||||
А знаете ли вы, что когда-то в Набережных Челнах было четыре драмтеатра и столичные критики называли наш город самым театральным молодым городом страны… «Распалась связь времен», – говорил Гамлет. Что ж, попробуем ее восстановить. «Нас пригласили, – так рассказал о своем приезде на «КАМАЗ» режиссер Николай Пархоменко. В 1974 году по специальному приглашению приехали в автоград два режиссера – выпускники Московского училища культуры – для создания своих театров-студий. Н. Пархоменко при ДК «Автозаводец» набрал из камазовцев театральную группу, с которой поставил спектакль «А зори здесь тихие…» по повести В эти же дни другой режиссер – Юрий Колесников – на заводе двигателей показывал спектакль «Дороги, опаленные войной». С него берет свой отсчет студия «Мастеровые», через 20 лет ставшая профессиональным театром. Так более 30 лет назад родился челнинский театр. Начали работать и другие молодые режиссеры: Николай Мищенко организовал при ДК «КАМАЗа» студию «Лицедеи», Валентина Куликова в ДК «Энергетик» студию «Грэй». Каждый театр постепенно начинает обретать свое собственное лицо. «Нику» за раскрытие злободневных тем и откровенный разговор с современниками можно было бы назвать театром социальным (характерные работы: «Мы – новая волна», «Ночь после выпуска»), «Мастеровые» за тяготение к поэзии и романтике – театром поэтическим («Диалоги о любви», «Гори, гори, моя звезда»). Стиль «Грэя» можно определить как зрелищный, хулиганский, темпераментный («Принц и нищий»), «Лицедеи» же заняли позицию ТЮЗа, где ставились работы, рассчитанные в основном на детскую и подростковую аудиторию («Буратино», «Ящерица»).
|
||||
|
||||
У «Мастеровых» в это же время вышел спектакль «Диалоги о любви» по любовной лирике поэтов, начиная от ХVI века и заканчивая ХХ. Постоянно видоизменяясь, постановка продержалась в репертуаре коллектива 15 лет! У «Грэя» наиболее интересной работой стала «Девочка Надя», выполненная в нехарактерном для театра стиле и повествующая о трагически короткой жизни юной художницы Нади Рушевой. Все эти театры по статусу были любительскими, то есть там играли обычные горожане, которые под чутким руководством режиссеров-профессионалов выросли в приличных актеров. Но по-настоящему профессионального театра в Набережных Челнах по-прежнему не было, пока в городе в конце 70-х не появился самобытный коллектив под названием «Маска». Театр этот прибыл к нам из Ленинграда, руководитель его В. Овсянников – перспективный режиссер, окончивший Ленинградский театральный институт, как и его молодые актеры. Уникальность «Маски» заключалась в том, что театр представлял собой синтез пантомимы, драматического искусства и искусства кукольника. Наиболее удачными работами коллектива стали «Обыкновенное чудо», «Декабристы» и «Смерть Тарелкина». К сожалению, в начале 80-х, в связи с проблемами со зданием, общей неустроенностью, этому коллективу, каких тогда в СССР были единицы, пришлось покинуть Челны навсегда. По схожим причинам спустя десятилетие закроют свои двери почти все театры-студии города. Но впереди еще была счастливая пора. Расцвет Начало 80-х – благословенное время. Город всячески помогает театрам развиваться, на что те отвечают серьезными творческими успехами. «Ника» получает помещение в доме 1/16 (после закрытия театра там работали «Мастеровые» до переезда в интерклуб). «Мастеровые» переехали с «движков» в ДК «КАМАЗа», «Грэю» при ДК «Энергетик» создают собственный камерный зал.
|
||||
|
||||
С этого момента о Набережных Челнах говорят как о самом театральном молодом городе СССР. Публикации о наших театрах появляются в крупных московских театральных изданиях и даже в зарубежной прессе. «Ника» колесит с гастролями по БАМу, участвует в творческой конференции в Тбилиси. «Мастеровые» и «Грэй» постоянно выезжают на фестивали, гастролируют в Москве. Труппы берутся уже не только за постановки по пьесам современных авторов, но и за классику. По признанию столичных критиков, знаком качества челнинских театров, помимо добротной режиссуры, становится сильная актерская игра, что большая редкость для любительских коллективов. За заслуги перед республикой «Ника» в 1988 году награждается престижной премией им. Мусы Джалиля. А самым главным явлением театральной жизни города 80-х стали проводимые с 1983 года всесоюзные фестивали, организованные Николаем Пархоменко и «Никой». В мае 83-го на первый фестиваль съехались коллективы более чем из 10 городов Уральского и Приволжского регионов. Открывался он торжественным шествием по бульвару Энтузиастов, далее целую неделю шли показы фестивальных работ. За время четырех фестивалей, проведенных в 1986, 1988 и 1990 годах, на площадках города выступило около 50 коллективов со всего СССР. Современные, классические, авангардные – каких только спектаклей не увидели Челны в те годы! В 90-м к нам съехались коллективы со всех союзных республик, а также из Польши, Болгарии и Венгрии. 10 фестивальных дней стали своеобразным дружеским братанием перед распадом СССР. Кризис Грядущие сложности режиссеры начали ощущать еще в конце 80-х. В городской и республиканской печати выходят интервью, в которых они жалуются на нехватку помещений для занятий, недостаточное внимание со стороны завода и города. В ответ на просьбы театралов городские власти закладывают фундамент так называемого Дома театра в 46-м комплексе, который должен был стать общим домом всех театров-студий. Но с распадом СССР и разрушением всей финансовой системы эти планы не осуществились. Творить без стабильного финансового обеспечения театрам становится все труднее – их творческая активность уже далеко не та, что была в 80-е. Хотя режиссеры продолжают выпускать спектакли. А Николай Мищенко в 1991 году создает совместно с Петербургским театральным институтом школу театрального искусства, в которой и сегодня дети открывают для себя мир театра. На театральную жизнь города, безусловно, повлиял и пожар на заводе двигателей. В это трудное время массовых сокращений и перебоев с зарплатой руководство «КАМАЗа» объявило, что завод сможет содержать лишь один театр. Им становятся «Мастеровые». «Лицедеи» и «Ника» закрываются. Закрытие «Ники» сопровождалось митингами протеста участников студии, их родителей и зрителей, но это ни к чему не привело. Еще раньше уехала из города В. Куликова, и «Грэй» распался. Так в 1995-м году завершилась целая культурная эпоха в истории города. Судьбы тех, кто создавал культуру Челнов, воспитал не одно поколение учеников и зрителей, сложились по-разному. О них рассказал Николай Пархоменко, который сейчас преподает в филиале Московского университета культуры: «Руководитель «Мастеровых» Юра Колесников умер в 1997 году. Валя Куликова вышла замуж и уехала жить в Москву, больше о ней я ничего не слышал. Мищенко, по-моему, снова преподает где-то в Ростовской области». В его словах – боль от потери любимого детища. «Во сне иногда вижу: весь город превратился в театр, везде построены импровизированные подмостки, на каждом из которых идет спектакль», – сказал Пархоменко в интервью перед закрытием «Ники». На этом мы заканчиваем нашу историю. Хотя, как знать – сны тоже иногда сбываются… Никита Кобелев. |
||||
03.02.2024 в 10:24
Огромное спасибо за память и упоминание театра «Маска» и В .Овсяникова. Помним, сожалеем. Город много потерял, с закрытием таетра » Маска» Да, формат непривычный пантомимо, может поэтому не получили подержку, недальновидно. Коллектив высокой культуры, образованные, одним словом интелегенция. Не побоюсь написать способные , одаренные и где то талантливые. Как в анекдоте Ю.Никулина : не судьба