На днях ОАО «Северсталь-авто» и японский производитель коммерческих автомобилей компания Isuzu Motors Ltd подписали учредительные документы по созданию в Татарстане совместного предприятия «Северстальавто-Исудзу». В первом квартале 2008 года СП планирует начать сборку грузовиков Isuzu в объеме 5 тыс. автомобилей в год и в течение нескольких лет достигнет проектной мощности в 25 тыс. единиц. |
|
Инвесторы рассчитывают, что в результате средние грузовики Isuzu станут лидерами на рынке коммерческих автомобилей РФ. В ОАО «КамАЗ» пока не выражают беспокойства в связи с укреплением позиций конкурента, считая своим главным преимуществом развитую сеть продаж и сервиса. Учредительные документы о создании нового СП «Северстальавто-Исудзу» подписали генеральный директор «Северсталь-авто» Вадим Швецов, председатель совета директоров Isuzu Йошинори Ида и исполнительный директор Sojitz Corp. Сако Тацунобу. В церемонии подписания приняли участие министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил Мишустин, премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. Контролирующим акционером в новом СП стало ОАО «Северсталь-авто», которому будет принадлежать 66% в уставном капитале, доля Isuzu составит 29%, еще 5% акций СП будет принадлежать Sojitz – торговому дому японской компании. В состав «Северсталь-авто» входят Ульяновский автозавод, Заволжский моторный завод и Завод микролитражных автомобилей. Гендиректору компании Вадиму Швецову принадлежит 58% акций «Северсталь-авто», 42% находятся в свободном обращении. Как сообщил господин Швецов, «Северсталь-авто» вложит в совместное предприятие около 350 млн. рублей. При этом он отметил, что вопреки предварительному соглашению о создании СП, подписанному 28 февраля текущего года, производство всей линейки грузовиков Isuzu будет размещено в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане (первоначально предполагалось, что на производственной площадке ОАО «Ульяновский автозавод» будет налажен выпуск легких грузовиков Isuzu, в Татарстане – средних и тяжелых). В связи с этим из Ульяновска в Елабугу будет перенесено производство двух моделей Isuzu – грузоподъемностью 5,5 т и 2 т . На УАЗе сохранится лишь производство кузовных надстроек Isuzu. В итоге в Татарстане будет налажена сборка легких грузовиков серии N, средних грузовиков F, а также тяжелых грузовых автомобилей серии С и Е. По словам Вадима Швецова, новый проект должен вывести «Северсталь-авто» в лидеры по производству средних грузовиков – компания рассчитывает занять более 20% рынка в этом сегменте. Как пояснила «Ъ» директор по связям с общественностью «Северсталь-авто» Зоя Каика, производство разместится в выкупленном в этом году за 205 млн. рублей корпусе Елабужского автозавода площадью 90 тыс. кв. м. Около 350 млн. рублей инвестор затратит на приобретение сварочного и сборочного оборудования, а окраска грузовиков будет производиться в соседнем помещении, где реализуется другой проект компании – по производству Fiat Ducato. Ожидается, что в этом году мощности СП составят 5 тыс. грузовиков в год и в течение 5-7 лет достигнут проектных показателей – 25 тыс. единиц в год. Кроме статуса резидента ОЭЗ «Алабуга», предприятие будет пользоваться преференциями режима промсборки, дающей таможенные льготы при импорте запчастей автомобилей. При этом СП планирует локализовать в России производство половины комплектующих грузовиков. В руководстве ОАО «КамАЗ» демонстрируют спокойствие в связи с заявлениями главы «Северсталь-авто». Директор по информационной политике КамАЗа Владимир Самойлов, считает, что этот проект не представляет опасности для бизнеса «КамАЗа», который занимает 33-37% российского рынка грузовиков. «Рынок развивается быстрее, чем мы насыщаем его автомобилями. Рынок все проглотит», – сказал он. Начальник отдела маркетинга ОАО «Торгово-финансовая компания «КамАЗ» (дочка ОАО «КАМАЗ») Сергей Корякин сообщил, что уже сейчас «КамАЗ» и «Северсталь-авто» конкурируют своими грузовиками КамАЗ-4308 и Isuzu NQR 71P грузоподъемностью 5,5 т. По его словам, у дилеров цена бортового камского грузовика составляет 950-960 тыс. рублей, его японского «коллеги» российской сборки – 1,024 млн. рублей. Как считает господин Корякин, таким образом, ценовая разница незначительна и не является решающим параметром для покупателя. При этом он считает, что Isuzu не получит конкурентного преимущества и с вводом режима промсборки и льгот ОЭЗ, в результате которых цена Isuzu NQR 71P может снизиться на 10-15%. «КамАЗ» располагает развитой сбытовой и сервисной сетью – имеет около 60 дилеров, представляющих полный комплекс обслуживания техники, 100 дилеров, занимающихся продажей запчастей и сервисом, и 120 сервисных центров, заметил собеседник «Ъ». Ольга Кудрина, |