КТО КОГО: «ЧЕРНЫЕ» ПРОДАВЦЫ ИЛИ ПОТРБИТЕЛИ-ЭКСТРЕМИСТЫ?

Untitled Document

Вкрупных городах мира, а в последние годы уже и в России, существует категория людей, живущих за счет доверчивости продавцов. Отовариваясь исключительно в дорогих магазинах и посещая самые фешенебельные рестораны, салоны красоты и т.д., они умудряются за небольшие деньги жить, как миллионеры. Этому явлению даже дали название – потребительский экстремизм, которое, увы, не обошло стороной и Набережные Челны.

 

Иногда между покупателями и продавцами
разыгрываются настоящие войны

 

«Покрасовался» сам, передай… обратно
в магазин

Особенно такие «вспышки» проявляются перед праздниками. Причем потребительские экстремисты – это не только малообеспеченные слои населения. Среди любителей поживиться на халяву встречаются и состоятельные граждане. Например, накануне Нового года в один из модных салонов одежды пришла интересная дама и купила там дорогущую куртку. Пофорсила в ней все праздники, а 3 января явилась в магазин с претензией на качество куртки, требуя вернуть деньги и уверяя при этом продавцов, что она ее даже не надевала. В магазине ее претензию не приняли, тем более, что куртка была уже изрядно потрепана. По этому поводу дама устроила скандал и даже легкую потасовку, из-за чего пришлось вызвать милицию. Прибывшие стражи порядка даже не удивились: «О, старая знакомая! Так она везде перед праздниками наряжается!».


«Черный список» продавцов

В борьбе за вечное первенство от покупателей не отстают и продавцы. Любители навязать, всучить или впихнуть некачественный товар существовали еще при царе Горохе. Не перевелись они и сейчас. Причем у некоторых это вошло в привычку. Таких экстремалов часто выводят на чистую воду специалисты Набережночелнинского территориального органа госалкогольной инспекции и защиты прав потребителей РТ. Кстати, ознакомиться с «черным списком» татарстанских магазинов, туристических фирм, парикмахерских, химчисток и т. д., с которыми лучше не иметь никакого дела, можно на сайте
www.tatzpp.ru. Здесь же размещено очень много полезной информации для потребителей: законодательные акты, образцы написания заявлений на случай, если вам всучили некачественный товар.


На проверку!

Настоящая война между покупателями и продавцами разыгрывается в тот момент, когда первые обнаруживают в купленном товаре какие-то изъяны. К сожалению, ни дешевые, ни дорогие вещи от брака не застрахованы. Но как двум «враждующим» сторонам доказать друг другу, кто прав, кто виноват? Правильно, сдать предмет спора на экспертизу!

До недавнего времени челнинцам приходилось ездить в Казань, чтобы проверить качество товара. Эта поездка занимала много времени и была достаточно накладна по деньгам. Теперь же сдать товар на экспертизу можно и в Челнах. Услуги в новом Центре независимой экспертизы предоставляет горожанам казанская фирма «Аврора», много лет работающая в сфере защиты прав потребителей.

– Необходимость открытия в Набережных Челнах такого цент­ра назрела давно, – рассказывает начальник Набережночелнин­ского территориального органа госалкогольной инспекции и защиты прав потребителей РТ Людмила Певнева. – Но специалистов, которые законно могут проводить подобные экспертизы, да еще и живут в Челнах, у нас не оказалось. Теперь же казанские эксперты будут приезжать в наш город дважды в месяц: первый и третий понедельник. Заявки на проверку качества товара можно будет подать заранее руководителю Центра независимой экспертизы Рушание Ситдиковой по телефону 8-917-286-09-54. Кстати, уже состоялся первый выезд, где было рассмотрено шесть заявок.

 

Как заставить продавца вернуть деньги?
У вас претензии по поводу качества купленной вещи или выполненных услуг? Следуйте нашей инструкции:
1 Изложите в письменном виде свои претензии к продавцу, где укажите, когда вы купили товар, какой брак обнаружили и что требуете от продавца. Тут вариантов может быть несколько: замена товара на новый, уменьшение его цены или возврат денег. Заявление пишите в двух экземплярах.
2 Один экземпляр с претензиями оставьте у продавца, а на втором попросите расписаться в том, что претензия принята. Проверьте, чтобы на резолюции стояла фамилия человека, принимающего у вас заявление, и дата.
3 В течение десяти дней (не больше!) продавец обязан дать вам ответ. Причем он необязательно может быть положительный.
4 В таком случае вам необходимо будет обратиться в Набережночелнинский территориальный орган госалкогольной инспекции и защиты прав потребителей. К заявлению вы прикладываете второй экземпляр претензии, написанный в магазине. Дальше за работу берутся специалисты.
5 Помните, что до настоящего времени в большинстве случаев (80-85%) удается разрешить споры в досудебном порядке.

Вперед батьки
в пекло…

Хотя закон о защите прав потребителей гласит, что обратиться к экспертам может каждый желающий доказать свою правоту, для покупателей более привлекательна 18 статья Закона, где говорится, что при возникновении споров экспертизу некачественного товара обязан провести продавец, причем за свой счет! Поэтому покупателю, обнаружившему в купленной вещи брак, не стоит нестись с ней в отдел по защите прав потребителей или к экспертам. Ему необходимо заглянуть в магазин, где
был куплен некачественный товар, и оставить там претензию с изложением недостатков, которые были обнаружены, и заявку об отправке товара на экспертизу. А эту процедуру уже обязан провести продавец за свой счет.

Но если после экспертизы выяснится, что недостатки товара появились не по вине продавца, то за экспертизу заплатит покупатель. Вернее, первоначально заплатит продавец, а затем он потребует возместить эту сумму с виновного.


А оно вам надо?

– Ситуация сейчас такова, что челнинские продавцы часто отказываются проводить экспертизу некачественного товара, – сетует Людмила Певнева. – Таких, кто не хочет добровольно исполнять закон о защите прав потребителей, мы приглашаем на беседу. Разбираемся вместе с ними в сложившейся ситуации, указываем
на их ошибки: когда они вовремя не ответили на претензию покупателя, ввели его в заблуждение, отправив товар на ремонт, а не на экспертизу, как гласит
закон, и т.д.

Напоминаем, что покупатель в случае отказа продавца провести экспертизу купленной им вещи вправе сам отвезти туда товар. Но тогда он предъявит такой счет, что мало не покажется. Куда войдут и цена товара, и неуважение к закону о защите прав потребителей (а это штраф от 10 тысяч рублей), и моральный ущерб, и проведение экспертизы. После таких разговоров продавцу остается только решить, а надо ли ему эти проблемы?


От первого ремонта лучше воздержаться

Всегда помните, если вы обнаружили неисправность в купленной вещи, особенно это касается электроники и бытовой техники, вы вправе отказаться от гарантийного ремонта, который вам могут предложить вместо экспертизы качества товара. Для этого в заявлении на имя директора магазина необходимо написать «От ремонта отказываюсь, сдаю … (наименование товара) на экспертизу». Более того, если экспертиза будет проводиться свыше трех дней, то магазин должен вам предоставить аналогичный товар на период проведения экспертизы, который может длиться до 60 дней в зависимости от
сложности товара.

 

Упаковались?!
Многие фирмы при продаже оговаривают, что товар могут обменять только при наличии оригинальной упаковки. Поэтому многие годами хранят этот бумажный хлам в своих квартирах, а в лучшем случае на балконах. Авось, пригодится! Но, как оказалось, по закону, вовсе необязательно предъявлять товар в упаковке. Более того, даже чек необязателен. Достаточно одних свидетельских показаний. А хранение упаковки – это пожелания продавца, а не обязанность покупателя. Магазинам удобнее в ваших коробках хранить на складах и перевозить «поиздержавшийся» товар.

Доверяй,
но проверяй!

Кстати, не всегда в плохом качестве товара виноват продавец. Потребители зачастую сами Кстати, не всегда в плохом качестве товара виноват продавец. Потребители зачастую сами халатно относятся к покупкам, забывая прочитать в инструкции об особенностях приобретаемой вещи, прослушать информацию и совет продавца, отказываются от предпродажной подготовки. Одним словом, продавец не информирует, а покупатель, в свою очередь, не задает вопросов о товаре. Отсюда и головная боль нынешней торговли и сферы услуг.

Не видя особой заинтересованности, продавцы в последнее время перестали проверять товар в магазине, ссылаясь на то, что в случае чего без проблем его обменяют. Как видим по поступающим жалобам в отдел по защите прав потребителей, а их в месяц бывает более 500, причем за июль 124 из них приходится на сотовые телефоны, проблемы все же бывают. Поэтому, если вам отказали в проверке товара, пригласите менеджера или руководителя торговой точки и при них в книге жалоб и предложений оставьте запись, что в случае претензий вам безвозмездно и без бюрократических проволочек должны заменить товар, так как вам отказано было в просьбе проверить товар перед продажей. Ответ руководства магазина о принятых решениях должен быть сообщен вам по телефону и написан в той же книге жалоб и предложений.

Размер имеет значение

Не всякий товар может подлежать обмену. Если сапоги или костюм вам могут поменять в течение 14 дней даже в том случае, если они вам вдруг не подошли по цвету, размеру, фасону и т.д., то с крупногабаритными вещами не так все просто. Например, мебель, которая не входит в вашу комнату, нельзя будет заменить на меньшую. Но если у шкафа обнаружен брак, он подходит под все условия, что и другие некачественные товары. Причем на экспертизу его вывезет сам продавец, так как доставка всех вещей весом свыше пяти килограммов осуществляется за счет продавца. Так гласит все тот же закон о защите прав потребителей.

Наталия МАТИОС.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Я здавал в Центр независимой экспретизы в Казани, сделали при мне, акт на руки.

    Сначала заявку скачал

    http://www.tgrt.ru и отослал по мылу. Вот и все. А продавец и поездку и экспертизу оплатил 🙂

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*