ЦАРИЦУ СЮЮМБИКЕ ХОТЯТ ПРИВЕЗТИ В КАЗАНЬ

Untitled Document

Каждый день проезжая по проспекту Сююмбике, многие челнинцы, наверное, и не подозревают, что до сих пор точно неизвестно, где покоится тело последней казанской царицы. Однако похоже, что в этом вопросе скоро может наступить ясность.

 

Фрагмент картины В. Худякова «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань». 1870 год

 

В конце сентября в Рязанской области состоялись торжества, посвященные 855-летию города Касимова и 555-летию Касимского ханства. В них принимал участие министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, а Татарстан представляли вице-премьер Марат Ахметов и председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. По возвращении в Казань Разиль Исмагилович поделился с журналистом «Недели» своими впечатлениями от поездки.

– Отрадно, что в своих выступлениях и российский министр, и руководство Рязанской области подчеркивали, что в истории этого края тесно переплетены культуры татарского и русского народов, – заметил он. – Вот только одна маленькая деталь: на въезде в город установили стелу, посвященную юбилеям. Было очень приятно видеть, что там написано на двух языках: «КАСИМОВО» и «КАСЫЙМ».


– Сколько татар сегодня проживает в Касимове?

– Всего в городе около 35 тысяч населения, из которых около 600 человек – татары. Они очень активны и, несмотря на свою малочисленность, ведут значительную общественную деятельность. Например, в здании самой древней мечети на европейской части России, построенной в XV веке, то есть еще до падения Казанского ханства, они открыли музей истории касимовских татар. Здесь хранятся древние рукописи, книги, одежда, всевозможные поделки, оружие и многое другое. Недалеко от этой мечети есть усыпальница ханов. Там – девять могил. Они все ухоженны. На восьми могилах есть надгробные камни, на которых написано, кто здесь похоронен. Все – из ханского рода, в том числе и Шах-Али. А на одной из могил надписи нет. По словам касимовских татар, это должна быть могила царицы Сююмбике.


– Вы верите в эту версию?

– Во всяком случае, она выглядит достаточно правдоподобной. Некоторые авторитетные ученые тоже придерживаются этого мнения. Однако нужны неоспоримые доказательства. Например, анализ ДНК. Касимовские татары говорят, что только своими силами они не могут начать такое большое и серьезное дело. Ведь необходимо получить разрешение на эксгумацию останков, нужно привлечь ученых, найти финансовые средства и многое другое.


– Допустим, все это будет сделано, ДНК Сююмбике известно. А с кем сравнивать?

– В московском Кремле похоронен сын Сююмбике Утямыш. Сравнение ДНК останков из этих двух могил даст ответ на вопрос, действительно ли Сююмбике была похоронена в Касимове. Если ответ будет положительный, то, конечно, надо бы установить хороший надгробный камень, может быть, даже памятник. А если бы удалось привезти останки Сююмбике в Казань и похоронить их рядом с башней Сююмбике, где покоится ее муж Сафа-Гирей, то мы бы сделали святое дело. Это стало бы большим историческим событием не только для народа Татарстана, но и всего татарского народа, разбросанного по всему миру. Поэтому этим вопросом нужно заниматься на государственном уровне.

 

Историческая справка

Древние источники свидетельствуют о неописуемой красоте царицы Сююмбике. Вообще-то ее звали Сююнбике, то есть «радостная госпожа». Сююмбике – «любимой госпожой» – царицу прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и по возможности облегчить их.

Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода – искать жен в ногайских юртах. В XVI веке основная борьба за власть в Казанском ханстве развернулась между московской и крымской группировками. Когда в 1549 году умер хан Сафа-Гирей, наступило междувластие.

У Сафы было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трехлетний Утямыш с матерью Сююн – в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком поставила на Утямыша, а Сююн стала регентшей при нем. Она успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ ее и прозвал «Сююмбике».

 

Правила Сююмбике недолго – всего два года. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в «почетный плен» в Москву. Народная молва интерпретировала эти события по-своему, рассказывает сайт www.kazan1001.narod.ru. После взятия Казани русскими войсками Сююмбике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. На самом деле ее увезли в Москву еще в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства. Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле мужа Сафы и попрощаться с народом. Какую речь держала Сююн, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлены и «Плач Сююмбике», и ее «Прощальное слово». Слушать их без содрогания невозможно…

 

В «почетной ссылке» Сююмбике не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Она молила отпустить ее к отцу, но получила отказ. Как ни сопротивлялась, ее все же сосватали за безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле. Сын царицы Утямыш был крещен и получил новое имя – Александр Сафакириевич, прожил он всего 20 лет.

Когда и где умерла Сююмбике, – на этот счет существуют разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти – 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет.

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

6 Комментария

  1. Нужно вернуть нашу царицу туда,где ее чтут и любят — Казань. Это будет уважением и к своему народу,его истории.

  2. Это действительно святое дело! Возврашение Сююнбике — это великий праздник для всего булгарского народа! Если есть малейший шанс найти её останки и вернуть Сююнбике и её сына Утямыша вКАзань, то его необходимо использовать!!! Да поможет Аллах нам в этом деле! Аминь!

  3. Это действительно святое дело! Возврашение Сююнбике — это великий праздник для всего булгарского народа! Если есть малейший шанс найти её останки и вернуть Сююнбике и её сына Утямыша вКАзань, то его необходимо использовать!!! Да поможет Аллах нам в этом деле! Аминь!

  4. Возвращение Сююмбике в Казань будет событием огромной важности для всего народа Татарстана. Думаю, что это необходимо сделать для возрождения духа татарского народа и народоа Поволжья, и ради восстановления исторической справедливости и как акт человеческого милосердия, так как Сююмбике была разлучена с родной зелеё, своим народом и мужем. Так же, думаю, нужно вернуть в Казань сына Сююмбике Утямыша.

  5. Возвращение Сююмбике в Казань будет событием огромной важности для всего народа Татарстана. Думаю, что это необходимо сделать для возрождения духа татарского народа и народоа Поволжья, и ради восстановления исторической справедливости и как акт человеческого милосердия, так как Сююмбике была разлучена с родной зелеё, своим народом и мужем. Так же, думаю, нужно вернуть в Казань сына Сююмбике Утямыша.

  6. Предлагаю посмотреть документальный фильм

    Загадки местной истории "Сююмбике"

    http://ras2203.narod.ru/shubino-kinoteatr141.html

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*