О том, как сделать из студента творца и поднять уровень вуза до международных стандартов, о планах и перспективах самого известного высшего учебного заведения города мы беседовали с ректором Камской инженерно-экономической академии Владимиром Шибаковым, который несколько месяцев назад возглавил этот вуз. | ||
|
||
|
||
– По-моему, профессия инженера изначально предполагает какое-либо изобретательство? – Вы правы, и вырастить из студента нашего вуза инженера-творца – теперь не только моя задача, но и всего нашего профессорско-преподавательского коллектива. А с помощью факультативных занятий мы сможем подготовить специалистов с новым типом мышления.
– Я считаю, что где бы человек ни учился, основной результат этой учебы зависит от его желания получить эти знания. Если такого желания нет, а оно, к сожалению, врожденным не бывает, то его нужно мотивировать и развивать. Нужно самому пытаться получить знания, а затем использовать их для формирования своей карьеры. А ожидать, что студента лучше научат в вузе Москвы или Лондона, чем в челнинском институте, не стоит.
– Знаете, нынешняя ситуация характерна не только для Набережных Челнов, но и для России в целом. Сейчас идет определенный перекос в знаниях будущих студентов. И если в новых информационных технологиях ребята действительно более развиты, чем предыдущие поколения, то, к сожалению, по основным фундаментальным дисциплинам, таким, как физика, математика, химия, русский язык, они существенно отстают. – Не из-за того, что сейчас в школах стараются «впихнуть» в детей много информации, не уделяя должного внимания основам? – Скорее всего, так оно и есть. Но я считаю, что, прежде всего, нужно прочно закладывать в ребенка основы фундаментальных сведений, а на этом базисе он всегда построит нужную ему систему знаний. |
||
|
||
– Теперь в ИНЭКА можно получить много новых специальностей. Их открытие связано с чьими-то заказами – государства, города, конкретного работодателя? – Конъюнктуру рынка оцениваем мы сами. Ведь запросы работодателя – это срез вчерашних и сегодняшних проблем. А мы должны прогнозировать спрос на будущее. Для этого у нас создан отдел маркетинга, оценивается потенциальный спрос и потребности рынка труда. Конечно, мы стараемся подстраиваться под запросы работодателей, особенно это касается инженерных специальностей. Мы уже сейчас готовы индивидуализировать обучение под их требования, подбирая соответствующие дисциплины, практические и лабораторные занятия.
– Да, но это требует дополнительных усилий: работы, времени, финансов для закупки нового оборудования, компьютерной техники, программных продуктов. Если у нас с работодателями наступит понимание в этом вопросе, то наши выпускники будут востребованы на любом предприятии.
– Они считают, раз они платят налоги в бюджет, то мы должны готовить специалистов за счет бюджета. А за эти средства мы выпускаем только специалистов по общим образовательным стандартам, которые, к сожалению, имеют свойство меняться раз в 15 лет, неминуемо устаревая к концу цикла. |
||
|
||
– Владимир Георгиевич, хотелось бы узнать, как развивается сотрудничество ИНЭКА с другим вузами России и мира. – У нас давно сложились прочные контакты с такими крупными российскими вузами, как МГУ, МВТУ имени Баумана, Мосстанкин, МГТУ, Академией труда и социальных отношений, рядом вузов Казани, Уфы, Ижевска и других городов России. Но одна из главных стратегических задач, над решением которой мы работаем в последнее время, – это создание вуза, соответствующего мировым стандартам обучения. Раз Набережные Челны должны стать городом европейского формата, то у него должен быть вуз европейского уровня. Поэтому уже сейчас мы налаживаем контакты с зарубежными высшими учебными заведениями.
– Да, но системный характер она начинает приобретать только в последнее время. В январе будет подписан договор с Британо-индийским университетом по подготовке специалистов по IT-технологиям. А в первой половине декабря ожидаем приезда представителей Шотландского университета, по соглашению с которым у нас будет особая подготовка студентов по специальности «дизайн». Два года ребята будут учиться в нашем вузе, а последний год проходить обучение в Шотландии, после чего получат диплом бакалавра. Уже сейчас стараемся построить контакты с несколькими вузами Германии. Именно такие интернациональные связи дадут нам возможность перейти на систему двухуровневой подготовки «бакалавр – магистр» и выдавать дипломы международного образца. |