АННА ШАТИЛОВА: «НАДОЕЛИ НА ТВ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЛИЦА»

Untitled Document

Самая главная информационная программа российского телевидения – «Время» – отметила 40-летний юбилей. По этому поводу «Челнинская неделя» поздравила женщину, которая вместе с Игорем Кирилловым стала одной из любимых и уважаемых дикторских пар «Времени» 70 и 80-х. С Анной Шатиловой пообщался наш корреспондент Сергей Кочнев.

 

«Работа стала интереснее, и я чувствую
большую свою востребованность»

– Анна Николаевна, каков ваш общий дикторский стаж?

– В мае прошлого года он составил 45 лет. В мае 1962 года я пришла на телевидение и продолжаю по сегодняшний день работать на Первом канале. У нас с Игорем Кирилловым есть пропуск на ТВ, мы получаем зарплату – все, вроде бы как было, но только в эфир выходим крайне редко.

– А чем тогда вы с Игорем Леонидовичем заняты?

– Сейчас у нас, дикторов, работы больше, чем в те годы, поскольку тогда мы вели только «Время» и «Новости», и нам не разрешали вести ничего нового. А с начала 90-х годов и по сегодняшний день создано много разных фондов, и мы, дикторы, откомандированы ими на ведение различных церемоний. Это, к примеру, награждение лучших людей страны орденом Андрея Первозванного, много церемоний мы проводим и в одном из залов Храма Христа Спасителя – «Меценаты столетия», «Маяки Отчизны» и другие. Эти мероприятия многочасовые, с концертными номерами, мы читаем большой объем дикторского текста. Работа стала интереснее, и я чувствую большую свою востребованность.

– Это правда, что самый первый выпуск программы «Время» был доверен вам?

– Это было на Шаболовке, и самый первый выпуск поручили нам, молодой паре, – моим партнером был Евгений Суслов. Как-то придя на работу, мы с Евгением обнаружили запись в расписании нашей работы – программа «Время». Мы тут же к нашему инспектору эфира: что это за программа? Тот не знает и говорит, что из отдела информации принесли заявку на меня и Суслова. Так что первый эфир был наш!

Изначально мы читали текст за кадром, поскольку на экране были корреспонденты, но у них ничего не получалось. Естественно, это был прямой эфир, маленькая студия; пока в кадре находится тот же Балашов, я освобождаю свое кресло, допустим, для космонавта Волкова. Космонавт отговорил свое, и я снова возвращаюсь на место. Это сейчас все по-другому, а тогда был просто горячий цех: и заставки падали, и суфлеров не было.

 

В Елабугу,
в эвакуацию

– Анна Николаевна, если не ошибаюсь, кто-то из ваших родных был когда-то в Елабуге.
– Моя свекровь Наталья Алексеевна вместе с Мариной Цветаевой плыла на пароходе в августе 1941 года в эвакуацию в вашу республику. Свекровь вспоминала, как часто во время пути поэтесса, одетая во все коричневое, курила. Но на пароходе было не до Марины! Жены всех писателей с детьми тогда должны были остановиться именно в Елабуге, и свекровь часто вспоминала этот город, равно как и трагическую судьбу Марины Цветаевой.

 

 

– С того момента вы полностью окунулись в работу во «Времени»?
– Сначала на Шаболовке было 10 дикторов, которые вели почти все передачи в течение дня. А когда главным редактором стал Юрий Летунов, он сказал: «Я отбираю того, того и этого в программу «Время», но с условием, что у этих дикторов будет только информационное амплуа. Никаких музыкальных и развлекательных передач они вести не будут». Я, конечно, была очень расстроена, потому что к тому времени вела много передач, но худсовет оставил мне только парады на Красной площади и Международный фестиваль народного творчества «Радуга», жюри которого возглавлял Игорь Моисеев.
– Вы работали в годы руководства телевидением очень авторитарного Сергея Лапина…
– Такого, как он, не хватает современному телевидению! Лапин никогда бы не допустил близко к эфиру вульгарность, пошлость, мат-перемат, что есть сейчас, и очень жестко расправился бы с теми, кто на это бы решился. Это был настоящий руководитель! Да и вообще, вся наша работа проходила в очень строгом режиме: мало того, что был собственный самоконтроль, материалы отсматривали худсовет, отдел контроля при ТВ, отдел контроля ЦК партии – они смотрели и разбирали

– Кстати, про партию. Грозный Лапин не требовал от вас вступить в нее?

– Лапин не требовал, но я всегда была беспартийной. Кстати, во всей группе программы «Время» беспартийными были только я и Суслов. Игорь Кириллов, как художественный руководитель программы, когда, допустим, на дикторский отдел спускали какие-то путевки, часто говорил: если работаете во «Времени», то обязаны быть в партии, предлагал мне хорошую рекомендацию. Но я смело отвечала: «Пусть тогда снимают с эфира!» Многие из программы «Время» вступали в партию, чтобы сделать карьеру, но мне этого не нужно было, я твердо стояла на своем.


– Анна Николаевна, у вас два высших образования?

– Физмат я бросила и закончила только филологический факультет Москов-ского пединститута.


– А почему?

– Я закончила школу с золотой медалью, но потом поняла, что физика и математика – это не мое. К тому же с детства меня всегда влекла сцена, я любила стихи и поэтому стала диктором.


– Из чего исходите сейчас в своем литературном выборе?

– Главное – классика! Всю эту современную стряпню, этих женщин-детективщиц читать не надо: это все макулатура. Причем плохая макулатура!

 

«Надоели одни и те же лица»
– Среди нынешних «телезвезд» много ваших учеников?
– Я в педагогах не была. Одно время занималась во «Времени» с корреспондентами, но это был пустой номер. Как и с ведущими. Те вообще считают, что нужно говорить до ста слов в минуту, но так быть не должно. Несмотря на педагогическое образование, я не люблю педагогическую работу.
– Но кто-то из нынешних новостных ведущих вам симпатичен?
– Мне не нравится то, что их показывают очень крупно, и то, что каждый день мы видим одно и то же лицо. Та же Катя Андреева – уже не красавица, настолько примелькалась, что не вызывает интереса. Нельзя так эксплуатировать один и тот же голос и одно и то же лицо каждый день! Той же Кате удается жанр интервью, но если взять мерки наших времен, то по голосу она бы не подошла – он у нее высокий, а во «Времени» должен был быть низковатый.

 

 

– Вечерние выпуски «Вестей» и программы «Сегодня» строятся, как и классические выпуски «Времени», на ведении в паре. Одобряете данный ход новостных начальников?

– Программу «Время» также надо читать в паре: когда мужской голос сменяет женский, зрителю легче воспринимать информацию. Должно быть только так!


– Не надоедала работа в программе «Время»? Не хотелось уйти?

– Это была работа, нравилась она тебе или нет. Многие наши коллеги из других программ почему-то нам завидовали – всем им хотелось быть дикторами именно в ней. Но мало кто понимал, что это большое искусство и мастерство – допустим, прочитать без подготовки только пришедший на телетайп текст! Напряженно было… А диктор – последняя инстанция в эфире и должен быть готов ко всяким неожиданностям.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Ну просто молодец! Мило, корректно раздолбала современный телевизионный кагал! Настоящий профессионал! Дай Бог ей здоровья и долгих лет! Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*