ЕДА БЕЗ ЗАПРЕТОВ

Халяль-индустрия постепенно завоевывает рынок Татарстана. Уже не только правоверные начинают разбираться в том, что такое «халяль», а что такое «харам». Многие товары и услуги начинают делиться на «разрешенные» и «запрещенные». Даже финансовые вложения могут попасть в разряд «рекомендуемых для мусульман» или «противоречащих законам шариата», о чем «Неделя» недавно писала. Однако самую главную строчку в халяль-индустрии занимают прежде всего продукты питания.
 

Халяльный подход к покупателям – новшество на рынке

Зачастую под маркой «халяль» на прилавках появляется все, что угодно, только не сам разрешенный товар. Отличить его от запрещенного довольно сложно, но вполне по силам каждому покупателю.

На прилавках мяса в изобилии. Вот только как разобраться, где халяльное, а где нет? В Духовном управлении мусульман Татарстана настоятельно рекомендовали остановить свой выбор только на продуктах, отмеченных специальным значком в виде полумесяца, на котором написано слово «халяль» на русском, английском и арабском языках. Подобные наклейки встречаются на разрешенных для мусульман продуктах во всем мире. Это своеобразный знак качества, который свидетельствует, что товар изготовлен в соответствии с законами шариата. Стало быть, в пельменях и колбасах нет свинины, в конфетах – ни грамма искусственных красителей, животных жиров и спиртовых добавок.

При производстве халяльных продуктов на заводах строго соблюдаются определенные технические условия. К примеру, при изготовлении колбас используется только охлажденное, а не замороженное мясо, что делает колбасу изысканной. Животные, которые задействованы в производстве, питаются только экологически чистым кормом без гормональных добавок. Как правило, на мясокомбинатах колбасу и пельмени делают в начале смены, пока оборудование первой свежести, а мясники полны сил. Весь процесс производства халяльных продуктов – от приготовления до доставки в магазины – отделен от остальной продукции.

Обо всем этом я узнала на одном из казанских рынков, где нашла специальный отдел с продукцией «халяль». Продавцы, одетые в татарские костюмы, не только с улыбкой продемонстрировали весь товар, но и подробно рассказали, какой путь он прошел, чтобы стать «разрешенным». Оказалось, это новый халяльный подход к покупателям: чем больше они будут знать о товаре с маркой в виде полумесяца, тем больше шансов, что они его приобретут и вернутся сюда еще не раз. Без этих новшеств на рынке сегодня не выжить.

Главные конкуренты казанских торговцев – выходцы из Турции. Они давно поняли, что рано или поздно многие жители республики перейдут на «разрешенный» товар, а поэтому времени решили не терять. Они и стали первопроходцами в этом деле. Чтобы не отпугнуть обычных покупателей, турки не рекламируют свой товар как халяльный. Здесь все, как в обычном мясном магазине, только на прилавках нет свинины.

В отличие от рынков в крупных супермаркетах до индивидуальной работы с каждым покупателем еще не дошли. Но чтобы облегчить потребителям шопинг и соблюсти все религиозные правила, витрины с халяльным товаром отделили от остальных продуктов.
И тут очень важно проследить, чтобы разрешенные продукты вам не упаковали вместе с остальными, иначе весь халяльный процесс пойдет насмарку.

 

Комментарий специалиста
Ильнур Гайнуллин, руководитель комитета стандарта «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана:

– В мире существует целая индустрия «халяль» – это банковская система, туристическая сфера, страхование, производство и реализация продуктов питания, парфюмерии, косметики и лекарств. Ежегодный товарооборот халяльной продукции составляет около триллиона долларов, и это без учета российского рынка. Нам еще многому надо учиться, но первые шаги, которые мы сделали, уже приносят положительные результаты.
Российский потребитель понял, что халяль – это не только намоленная пища, разрешенная для мусульман, это экологически чистый продукт без консервантов и искусственных добавок. Возможно, именно этим объясняется невероятная популярность халяльных продуктов как у мусульман, так и у людей другой веры.
Наш комитет разработал единый для всей России стандарт (ГОСТ) по изготовлению продукции «халяль». Этот документ содержит требования к сырью, персоналу, производственным помещениям, транспортировке, упаковке, маркировке, а также процедуре освидетельствования продукции. Совместно с Госстандартом мы обладаем эксклюзивным правом выдавать сертификаты качества на производство и реализацию халяль-продукции. То есть берем на себя ответственность перед потребителями за то, какого качества продукцию они покупают. Мы не только отслеживаем процесс производства продукции, но и занимаемся сопровождением товаров на рынок, а также лоббированием интересов местных производителей.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать рынок халяльной продукции более цивилизованным. Если покупатель обращается к продавцу за консультацией, он должен ее получить, поэтому ввели специальные курсы для людей, занятых в продаже халяльных товаров. У этого рынка должно быть свое лицо. Мы не стремимся к тому, чтобы продавцы носили хиджаб, как это положено в араб-ских государствах, достаточно того, что они одеты в традиционную для татар одежду. Это привлекает внимание и вызывает доверие у покупателей.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. А что разве есть запрет на замороженное мясо, на красители, консерванты и другие ингредиенты, используемые в мясопереработке. неужели по всей Росси продавцов халяльной продукции переоденем в национальную татарскую одежду, как говорит Ваш гость специалист. Получается какой то татарский стандарт на халяль, а как быть чеченцам, дагестанцам, да и русским принявшим ислам.

  2. Если Ваш орган занимается сертификацией, то Вы не имеете права заниматься лоббированием сертифицируемой продукции, Вы становитесь не независимой организацией от производителя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*