ПЕРЕВОЗЧИКОВ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ АРЕНДАТОРАМИ

Untitled Document

Слабым звеном назвал мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков состояние транспортной отрасли города. По его словам, даже жилищно-коммунальная сфера сейчас вызывает меньше нареканий, чем транспортное обеспечение. И с мнением мэра трудно не согласиться.

 

С нового года с проспектов города практически исчезли
автобусы большой вместимости

 

Транспортную отрасль города лихорадило практически весь прошлый год. Сначала была неразбериха с социальными проездными – частники отказывались перевозить их обладателей. Затем последовал скандал со 109-м маршрутом. Но это были лишь цветочки. Ягодки появились, когда ОАО «ПАТП» официально признали банкротом. Как следствие, с января автобусы этого предприятия – в основном это «Нефазы» большой вместимости – практически перестали выходить на линию.

По словам начальника управления транспорта Фаргата Набиева, чтобы выправить ситуацию, были уменьшены интервалы движения трамваев, «ПАЗов» и «Газелей». Но этого мало. По расчетам, чтобы ликвидировать нехватку пассажирского транспорта на городских маршрутах, дополнительно необходимо приобрести 181 автобус средней и малой вместимости. Как заявил на «деловом понедельнике» Ф. Набиев, предварительная договоренность об этом с инвесторами уже достигнута. Кроме того, ведутся переговоры с частными перевозчиками о передаче им в аренду «Нефазов», принадлежащих ПАТП.

Совещание с предпринимателями по этому вопросу состоялось также 14 января. Но перевозчики не испытали особого оптимизма по поводу сделанного им предложения. Их смущают условия аренды «Нефазов»: плата в 10 тыс. рублей в месяц и договор, который может быть расторгнут ПАТП в одностороннем порядке. Учитывая, что немалая часть автобусов предприятия сильно изношена, предприниматели боятся брать их в аренду – вложишь деньги в их ремонт, а транспорт потом отберут. Тем не менее уже 16 января часть «Нефазов» ПАТП все же вышла на городские маршруты. Хотя, конечно, в недостаточном количестве. Как заметил начальник управления транспорта, вывести на проспекты остальные автобусы большой вместимости – первоочередная задача.

 

Неделя на конкретные решения
В общем, как мы уже заметили, предложенная концепция вполне разумна. Единственный ее серьезный недостаток в том, что программа рассчитана аж на четыре года. А ситуацию с транспортом необходимо выправлять именно сейчас – в самые кратчайшие сроки. На это и обратил внимание мэр Ильдар Халиков: «Это доклад человека, который всего неделю возглавляет управление. Возглавляет – не могу сказать работает. Почему сейчас в Казани 1000 новых автобусов? Почему в Нижнекамске нет транспортных предприятий-банкротов? Нам некогда обсуждать концепции, нам нужны конкретные решения, чтобы исправить ситуацию». Чтобы их разработать, мэр дал Фаргату Набиеву неделю.

 

Есть у транспортной отрасли и иные проблемы, признал
Ф. Набиев. Например, пресловутый закон «О монетизации льгот». В соответствии с ним республика, как заказчик льготных перевозок, обязана компенсировать транспортникам выпадающие доходы от перевозки пассажиров-льготников. Но с момента введения социальных проездных билетов в марте 2005 года из республиканского бюджета компенсация перевозчикам не выделялась ни разу. Если учесть, что в месяц в городе реализуется около 30 тысяч соцпроездных, получается, что за год отрасль теряет около 100 млн. рублей. Кроме того, как показывает мировой опыт, городские пассажирские перевозки во всех странах являются дотируемой отраслью и предприятиям предоставляются различные налоговые льготы. У нас же ничего подобного нет и в помине. Результат таков, что транспортники практически лишены возможности развиваться за счет собственных средств.

В своем докладе на «деловом понедельнике» Фаргат Равилевич предложил разработать целевую программу развития пассажирского транспорта на 2008-2012 годы. Честно говоря, ее концепция деловая и грамотная. Согласно ей, в Челнах основным видом пассажирского транспорта должен стать все-таки трамвай. Для этого, как минимум, необходимо в ближайшее время закупить дополнительно десять вагонов и проложить рельсы по проспектам Беляева и Набережночелнинский. На эти цели нужно почти 370 млн. рублей. Сумма для ООО «Электротранспорт» неподъемная, а значит, придется привлекать инвесторов.

Кроме того, концепция развития транспорта предполагает убрать с основных проспектов «Газели» – перевести их в разряд маршрутных такси и отдать в их распоряжение так называемые подводящие маршруты. Также необходимо, считает Ф. Набиев, разработать реальный механизм, позволяющий удалить с городских улиц перевозчиков, работающих нелегально. Нужно отстранить от соцзаказа и автобусы, перевозящие работников ОАО «КАМАЗ», переведя их в разряд спецмаршрутов.

Эти меры, полагает начальник управления, позволят обеспечить оптимальное количество транспорта на проспектах и сконцентрировать средства, получаемые от продажи социальных проездных, которые можно будет направить на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков, имеющих автобусы большой вместимости.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*