Не так давно продукция заинского сахарного завода вдруг приобрела серебристый отлив, и пусть мы, потребители, этого не заметили – для работников предприятия сладкие кристаллы уж точно на вес… серебра! Потому что в конкурсе «Лучший сахарный завод России» по итогам 2007 года «Заинский сахар» занял второе место, пропустив вперед себя лишь конкурента из Тамбовской области. Потрясает другая цифра: позади него осталось 77 российских производителей. |
||
Залиль Хасанов: «Сахар – стратегически важная величина: на нем держится вся пищевая промышленность» |
||
Всегда интересно узнать формулу успеха, поэтому, недолго думая, «Челнинская неделя» отправилась в гости к «Заинскому сахару». Работа – не сахар! Профессиональные журналы о сахаре с аккуратными закладками – на столе руководителя, Интернет, открытый на какой-то «сахарной» странице, звонки то из Петербурга, то из Германии – о сахаре… Наверное, это тоже составляющие формулы успеха. Но мы об этом молчим и просто слушаем рассказ директора ОАО «Заинский сахар» Залиля Хасанова о том, как ковалась эта почти победа. – Время у нас меряется сезонами, – говорит руководитель. – Самая горячая пора – когда снимается и поступает на завод урожай сахарной свеклы. Переработка идет с конца августа и вплоть до нового года. Человеку, далекому от нашего дела, сложно представить, но в сутки мы производим до 800 тонн сахара. За прошлый сезон с заводского конвейера сошло без малого 70 тысяч тонн рассыпчатой сладости, притом, что потребность республики – 130 тысяч. Предприятие «закрывает» более половины запросов татарстанцев в сахаре, а на этот год ставит планку – 100 тысяч тонн. Однако на-гора выдавать результат – мало. Нужно постоянное развитие. Чтобы увидеть его своими глазами, отправляемся в новый жомосушильный комплекс.
|
||
Наши гранулы Еще недавно на месте этого цеха, где еще не выветрился запах краски, был пустырь. Строительство началось 6 июня 2007 года, а над нашими головами высятся три этажа огромного жомосушильного комплекса! В августе, как раз к началу «страды», его сдадут. Работать на производстве будут… четыре человека. По одному – на смену. А больше, говорят, и не надо. Автоматизация… Маленький ликбез для горожанина: жом – это обессахаренная свекла. Все необходимое из нее извлекают, а вот как распорядиться отходами, каждое предприятие решает самостоятельно. Пока неподалеку от заинского завода был откормочный комплекс, «мокрым жомом», как его называют специалисты, с удовольствием хрустели коровы. Но комплекс исчез, а вот объемы производства жома на предприятии увеличились: если раньше завод вырабатывал его 80 тысяч тонн в год, то теперь – 600 тысяч! Что было с ним делать? Не выкидывать же! На «Заинском сахаре» жому нашли достойное применение, и, между прочим, даже выгоду планируют извлекать! Теперь свекольные отходы станут гранулировать и отправлять на экспорт в Польшу и Германию. Так что европейская скотина будет жевать заинский жом! Долгая дорога барабана Технологическая цепочка нового комплекса выглядит примерно так: жом поставляется по транспортерам в прессы, где с него отжимается вода, и от прежнего объема остается лишь 25-28% сухого вещества. Отжатая вода еще содержит в себе сахар, поэтому она возвращается на производ-ство, и последняя сладость из нее изымается. Ну а жом отправляется на сушку в огромный, 24-метровый барабан… А эта махина заслуживает особого внимания. Дело в том, что в Заинск она приехала из далекой Голландии: сначала барабан баржей доставили в Санкт-Петербург, потом – в Нижнекамск, а оттуда десятью машинами привезли в Заинск! Итак, продолжаем разговор. Из барабана масса поступает в так называемый «гранулятор», там прессуется, а потом на белый свет выходит готовый продукт – аккуратные шарики корма диаметром 8 миллиметров. Но и это еще не все. После столь долгого пути гранулы могут быть очень горячими, и, чтобы не допустить самовозгорания, в технологической цепочке предусмотрен охладитель. Это – последнее звено. Дальше – машина и склад. – После завершения рекон-струкции и запуска жомосушильного комплекса мы сможем перерабатывать до 7 тысяч тонн свеклы в сутки, – радуются Залиль Хасанов и главный инженер предприятия Вячеслав Сыщиков. Экскурсия завершена. Возвращаемся в кабинет. Сахарку бы сейчас… жидкого! – Залиль Насимович, поделитесь секретом успеха! |
||
|
||
На днях мне позвонил коллега из Германии и предложил «пересадить» на татарстанскую почву идею, которая уже давно и успешно применяется в Европе: производить из отходов сахарной свеклы биогаз и биотопливо. Тоже интересное направление! Собираемся теперь встретиться и обсудить детали. Ждем еще специалиста из Чехии. Он расскажет о возможностях вторичного использования известкового дефеката. Дефекат – это отход свеклосахарного производства, в котором содержится много кальция. Прекрасное удобрение для известкования кислых почв! Почему бы не применять его по садово-огородному назначению? В конечном итоге мы стремимся к тому, чтобы развивать как можно больше направлений и сделать производство безотходным. – Коль скоро мы заговорили о последних тенденциях, можно сказать и еще об одной: россияне стали уделять больше внимания здоровому образу жизни. Вы не боитесь, что когда-нибудь мы откажемся от чая со сладким песочком? – Я много об этом думал, но… Вспомните: что советуют школьникам и студентам перед экзаменами или защитой диплома? А взрослым перед ответственными докладами и встречами? Правильно! Пить сладкий – обязательно сладкий! – чай. Именно сахар помог человечеству выйти на тот уровень развития, на котором мы сейчас находимся, ведь глюкоза, которая в нем содержится, стимулирует умственную деятельность. Кроме всего прочего, сахар – стратегически важная величина: на нем держится вся пищевая промышленность. Без него не мыслится производство продуктов, так что потребление сахара, уверен, не сократится. Просто потому, что ему нет альтернативы.
|
||
|
12.11.2008 в 21:44
Ну молодцы!!! Алла бирса Заинский сахарный завод выйдет и на первое место по Россий!
27.05.2009 в 12:07
Неплохая статья, жаль только, что очень кратко сказано об организациях, принимавших участие в создании такого современного и передового завода.