ПРИХОДИТ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ, УХОДИТ КАК ИСКУССТВО

Документ Без Имени

На этой неделе отмечался День российского кино. В СССР важнейшее из искусств любили все от мала до велика: кинотеатры были забиты, большинство актеров были обожаемыми миллионами людей, а обсуждение картин продолжалось не один день. Почему эта любовь и огромный интерес к кино исчезли сейчас, в современной России, и каким образом их вернуть нашему зрителю, на страницах «Недели» рассуждают те, кто очень близко связан с киноискусством.
 

Сергей Капков, журналист, писатель, автор книг о личностях советского кино:

– Народ в кино ходит, и кассовые показатели даже российских фильмов достаточно высокие. Но в целом спад по сравнению с советскими временами связан с тем, что появился большой выбор развлечений – телевидение, DVD, Интернет. А в советские времена люди, кроме того, что показывают в кинотеатрах, нигде увидеть не могли.

Пожилые не идут в кино из-за цен, которые непозволительно высоки для их бюджета. Плюс ко всему тот же телевизор: люди нашли для себя интерес в сериалах, ток-шоу, и современный кинематограф их не волнует, поскольку им кажется, что он агрессивный, развратный, чересчур кровавый, что, в общем-то, так и есть на самом деле. К тому же и качество сценариев было выше, темы были интереснее, а сейчас все высосано из пальца.

Пока что наши режиссеры не профессиональны, актеры тоже – разбрасываются на всякие телепроекты, игры, антрепризы. То есть разрываются и не работают над образом так, как это делали советские актеры, месяцами вылепливая своих персонажей.

Выберемся ли мы из «макулатурного» кино? Очень нескоро, поскольку меняется уровень интеллекта, образования, потребностей людей. И постепенно планочка, увы, опускается, а это позволяет расслабляться творческим людям. Отсюда качество фильмов и спектаклей в тех же театрах, которые уже не академические, а разнузданные и низкопробные.

 

Георгий Данелия, народный артист России, кинорежиссер фильмов «Афоня», «Мимино», «Тридцать три»:

– На ваш вопрос ответ простой: раньше некуда было деться. Чтобы попасть в ресторан, надо было занимать очередь за месяц и при этом еще дать взятку швейцару. Раньше не было дискотек, казино, зато были спортивные площадки и кино! Так что дело не в качестве фильмов – нынешний образ жизни берет свое.

 

Чулпан Ахметвалеева, кинорежиссер, преподаватель Набережночелнинского филиала Московского университета культуры и искусства:

– Во-первых, тогда было много хороших фильмов. Во-вторых, сейчас молодежь предпочитает блокбастеры, а старшее поколение – серьезное кино. Далее – это уровень кинематографа. Из 10 фильмов – хороших лишь один-два. Кроме того, в СССР не было сериалов, которыми сейчас «закормили» зрителей, и во многом из-за них народ перестал посещать кинотеатры.

А пока туда идет только молодежь, да и то ради развлечения. Если молодые зрители придут на серьезный фильм, то там, где надо плакать, они будут смеяться. Но, как говорил Эфрос, «здесь виновата не молодежь, а мы – не на то сделали акцент». Исключение – фильм «Мы из будущего», через который молодые люди взглянули на войну глазами тех пацанов. Нашему кинематографу надо быть в чем-то наивным и доходчивым, особенно для молодежи, которую не надо пичкать взрослым кино.

 

Оксана Калачева, директор кинотеатра «Brooklyn» (г. Елабуга):

– Пока вернуть прежнюю любовь кинотеатрам нереально, наша головная боль – это пираты. Сегодня, чтобы посмотреть новинку, которую ждешь, ты заказываешь премьеру на конец августа. Но, зайдя в соседний магазин, можно увидеть DVD с этим фильмом, пусть и плохого качества. Доступность всего этого еще и в Интернете подрезает нам количественные показатели по выручке, но любовь к походу в кино всей семьей вернется.

Сейчас в Елабуге такая особенность: людей очень сложно вытащить из дома, народ зациклен на своих проблемах, мало информации про киноновинки черпает из Интернета… Хочется заметить, что основная проблема все-таки в сценаристах. У нас есть плеяда хороших актеров, есть деньги, а вот с сюжетом как-то не попадают!

 

Георгий Мартынюк, актер театра и кино, исполнитель роли Знаменского («Следствие ведут знатоки»):

– Сегодня же у нас не три программы телевидения, как раньше! Да и сериалов столько, что, наверное, людям, действительно нет смысла ходить в кинотеатры. В те годы любой фильм был событием, особенно французский и американский. Так что другие времена – другие нравы. Но, слава богу, хоть театр жив, и залы на премьерах переполнены.

По поводу кинопремьеры люди знают, что ее все равно потом покажут по телевизору, и это тоже влияет. А молодежь, если идет в кино, то ради тусовки. Вряд ли молодые зрители разбираются в искусстве, поскольку то, что они видят по «ящику», далеко от искусства.

 

Азат Зарипов, актер и кинорежиссер, преподаватель кафедры режиссуры Казанского государственного университета культуры и искусства:

– Пришли игры, Интернет, сотовые телефоны, и в кино идут только влюбленные и родители с детьми. Вспомним прошлое Татарстана: многие в деревнях шли в клуб ради кино, а сейчас все это закрылось. А для села это больший минус, чем для города, поскольку на кино молодежь воспитывалась, и влияние его, как и телевидения, огромное.

Согласен, что нет сценаристов. Из окончивших недавно ВГИК 20-ти сценаристов работают только двое-трое – наверное, нет востребованности именно на хорошие сценарии, и средств на них. Но меня радует, что в нашей республике начали выделять деньги на создание и продвижение республиканского кино, набрали ребят на режиссерский курс, и теперь все дело в умах!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*