Рецептов успешного бизнеса в промышленности выработано немало. Но каждый знает, что, если в первые строчки перечня «ингредиентов» не вписан солидный стартовый капитал и наличие производственных площадей, разумнее начать готовить другое блюдо. Но как быть успешным в автомобильной индустрии малому бизнесу? Предприниматель уже на ранней стадии его развития сталкивается с необходимостью вкладывать в раскрутку своего дела огромные средства, которых у него пока еще нет. Причем большая часть денег, как правило, уходит на аренду или строительство собственного помещения для производства. |
||
|
||
Вывезли все старое, ржавое и ненужное оборудование, отремонтировали кровлю. Требовалось восстановить всю инфраструктуру, тепло- и энергоснабжение, провести коммуникации – создать будущим арендаторам все условия для работы. О регистрации индустриального парка мы объявили в конце июля 2004 года, а ровно через год приняли первых участников. К концу 2005 года все наши площади были сданы в аренду – первый этап завершен. Мы доказали, что невозможное возможно, и заявили о готовности продолжать работу. – И какие же цели вы поставили себе на второй этап? – Расширить (и существенно!) производственные и административно-бытовые площади парка. Первоначальные 44500 квадратных метров уже не казались нам запредельно огромной территорией, и на втором этапе мы решили увеличить площади втрое, сделав упор на развитие инфраструктуры индустриального парка. Сейчас можно говорить об окончании и этого этапа: все офисные и дополнительные производственные площади сданы в аренду. Разработан целый комплекс услуг для арендаторов. Начиная с охраняемой парковки, столовой и заканчивая предоставлением юридических, бухгалтерских услуг. Один из последних проектов – организация обучения поставщиков системе менеджмента качества. И этот перечень постоянно растет. – Значит, сейчас вы разрабатываете третий этап развития? – Да, мы его уже начали: подали заявку в МЭРТ РФ на участие КИП «Мастер» в общероссийском ежегодном конкурсе бизнес-проектов. Участие в нем принимают представители многих регионов России с самыми разными идеями. Но подобного крупномасштабного проекта ни у кого не было. Конкурсная комиссия утвердила наш проект.
|
||
Кроме того, мы внедряем новые производственные и офисные площади. Во-первых, это более 9600 кв. м офисных площадей (около 800 полностью оснащенных рабочих мест). Во-вторых, это более 88000 кв. м производственных площадей с подведенной инфраструктурой (отопление, электроэнергия, сжатый воздух, вентиляция и пр.). В отличие от технопарка, где упор делается на инновации, в таких промышленных парках, как КИП «Мастер», превалирует производство. Это бизнес, предполагающий четкое взаимодействие предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, выгодное для всех его участников. В идеале и индустриальные парки, и технопарки должны работать в одной связке в составе промышленного кластера. – То есть, как я понимаю, часть производителей автокомпонентов для автомобилей КАМАЗ расположена на площадях КИП «Мастер»? – Абсолютно верно. Это очевидные плюсы автозаводу – концентрация поставщиков в едином месте, положительно влияющая на себестоимость и качество продукции. В свою очередь, «КАМАЗ» тоже оказывает поддержку предпринимателям. Открытие «Единого окна» КИСМом, или тот же семинар по обучению поставщиков КАМАЗа особенностям создания и внедрения системы менеджмента качества, организованный нами совместно с Поволжским центром качества, – это знаковые проекты. Заложив индустриальный парк, «КАМАЗ» убил сразу нескольких зайцев: пристроил простаивавшие годами корпуса, наладил по соседству с главным конвейером производство компонентов, которые раньше челнинскому автогиганту приходилось закупать в России и за рубежом, и помог найти работу не одной сотне людей.
|
||
Заложив индустриальный парк, «КАМАЗ» помог |
||
– Кстати, с индустриальным парком сотрудничает и другой бизнес, никак не связанный с автомобильной промышленностью… – Да, это так. КИП «Мастер» не ограничивает сферу деятельности своих арендаторов. Мы приглашаем всех к сотрудничеству, лишь бы это было разрешено законом и не портило наш облик. Среди арендаторов КИП «Мастер», естественно, половина взаимодействующих с «КАМАЗом», остальные 50% работают просто на свободный рынок: мебельные фабрики, автомастерские, химчистка и пр. Мы пытаемся сблизить наши точки зрения, выработать общие решения, уделяя особое внимание маркетинговым коммуникациям. Помогает иногда и «сарафанное радио»: известная московская фирма, узнав, что их прямой конкурент разместил производство на территории КИП «Мастер», на следующий же день с мыслью «Как! Они уже здесь, а мы еще нет!» начала оформлять документы на аренду. Некоторые предприятия вообще начинали с крохотных площадок, а теперь занимают обширную территорию. – Чем вы планируете привлечь новых потенциальных арендаторов? – Вы знаете, у нас нет проблем с наполняемостью площадей. Все занято. На территории работает 127 предприятий. А привлекательны мы преференциями «КАМАЗа» для наших арендаторов. Это гарантированный заказ, предоставление технологической документации и заготовок, товаропроводящей сети. Вряд ли еще кто-то может предложить такие условия. Ведь это те условия, при которых удобно заниматься только производством, а не хозяйственной деятельностью «в полном объеме». И индустриальный парк «Мастер» такую возможность предоставляет. Когда предприниматель оказывается у нас, у него перестает болеть голова о том, где взять энергоносители, найти офис, оборудованный современными средствами связи, охрану для предприятия и так далее. Он приходит на готовое. Остается лишь заняться внедрением своих бизнес-идей в жизнь. Дана АРШИНА. |