ПАЛОМНИЧЕСТВО В КИЧУЧАТ

Документ Без Имени

На днях группа челнинцев побывала в деревне Кичучат Альметьевского района, в мемориальном Доме-музее известного татарского ученого-просветителя, историка-богослова и писателя Ризаэддина Фахретдина. В январе следующего года исполняется 150-лет со дня его рождения. Эту поездку организовал Татарский общественный центр. Накануне знаменательной даты более близкое знакомство с жизнью и творчеством Ризаэддина Фахретдина для многих стало большим откровением.
Деревню основали предки

Благодаря этой благотворительной акции посетить мемориальный Дом-музей просветителя смогли около 100 человек – ветераны, учителя, врачи, представители молодежи. Разместившись в двух автобусах, мы добрались до места примерно за два часа. Кичучат находится всего в 25 км от Альметьевска. Рейсовые автобусы приезжают сюда пять раз в день. Деревня, которая расположена на берегу речки Кичу, у подножия холма, встретила нас ясной солнечной погодой, широкими асфальтированными улицами, исправными домами, гуляющими по зеленым лужайкам гусями и индюками.

Все достопримечательности поселения – Дом культуры, памятник погибшим воинам, большая мечеть и мемориальный Дом-музей Ризаэддина Фахретдина – собраны вокруг просторной площади. Причем все они были окружены красивыми цветниками. Нас ждали глава поселения Мухтар Гарипов и директор Дома-музея Диляра Гимранова. От нее мы узнали, что деревня Кичучат была основана Юлдаш бабай, предком Ризаэддина Фахретдина в шестом поколении.

 

Он облюбовал это место из-за земляничных полян, лугового разнотравья, близости реки. Его потомки оказались не только крепкими землепашцами, но и людьми, тянущимися к знаниям. Ризаэддин Фахретдин родился здесь в 1859 году, в семье муллы. Уже в пять лет умел читать и писать. В семь лет он поступил учиться в медресе и постигал науки того времени в течение десяти лет. Накопил знания, живя в глубинке, читая и переписывая книги. Потом стал преподавать в медресе, опубликовал в Казани свои первые книги, позднее стал видным историком, просветителем, богословом.

Имя под запретом

Поднос – подарок эмира
Саудовской Аравии

Хотя Ризаэддин Фахретдин и был религиозным деятелем, он отличался широтой взглядов, ратовал за то, чтобы в медресе преподавали и светские предметы, такие, как история, география, русский язык. После смерти в 1936 году его имя оказалось под запретом. О родстве с ним многие боялись признаваться. Вновь о нем вспомнили в 80-е годы прошлого века.

В год его 130-летия в Кичучате побывали татарстанские ученые. С их подсказки здесь и решили открыть мемориальный Дом-музей просветителя. Началось широкое изучение биографии Ризаэддина Фахретдина, его творческого наследия, и в итоге был собран материал для организации музея. Еще в 40-е годы на месте родного очага писателя построили библиотеку, которая после реставрации и превратилась в музей.

Дом-музей открыли 25 мая 1995 года, среди приглашенных на это событие был и президент Татарстана. Минтимер Шаймиев преподнес в дар специально заказанный к этому случаю портрет просветителя. С него и начинается экспозиция музея.

 

Мемориальный дом-музей Ризаэддина Фахретдина в деревне Кичучат

 

Главный редактор «Шуры»

Знакомство с жизнью и творчеством Ризаэддина Фахретдина начинается с так называемой «Оренбургской комнаты». Он приехал в этот город в 1906 году по приглашению богатых купцов-промышленников Рамеевых, которые были известны своей широкой просветительской деятельностью. Они издавали татарские книги, газеты и журналы.

 

НАША СПРАВКА

Ризаэддин Фахретдин
(1859-1936)

  • Ученый-просветитель, историк-богослов, религиозный общественный деятель.
  • В1889-1891годы – имам-хатиб мечети деревни Ильбяково Бугульминского уезда.
  • 1908-1918 годы – главный редактор журнала «Шура».
  • В 1922 -1936 годы – муфтий Духовного собрания мусульман внутренней России.

 

Сначала Ризаэддин стал помощником главного редактора журнала «Вакыт», через два года его поставили главным редактором популярного среди просвещенных татар журнала «Шура», что переводится как «совет». Это издание было литературно-художественного и научно-просветительского направления. В нем печатались переводы произведений русских классиков, письма читателей, был юмористический отдел.

 

Журнал «Шура» Ризаэддин Фахретдин возглавлял десять лет, опубликовал в нем около 700 своих статей, которые имеют исторический, просветительский и воспитательный характер. Их значение велико и по сей день. Издание, выходившее два раза в месяц, читали и в скандинавских странах, и в Японии, не говоря уже о странах Востока. Поэтому имя Ризаэддина Фархетдина было широко известно в татарском и мусульманском мире.

В «Оренбургской комнате» представлено несколько номеров журнала «Шура». Полный комплект – 240 номеров – по словам Диляры Гимрановой, хранится сейчас в национальной библиотеке Финляндии. А главный экспонат – это, конечно, письменный стол Ризаэддина Фахретдина, который прибыл сюда из Оренбурга. Помимо этого здесь представлены фотографии близких друзей и родных просветителя. В частности, целый стенд посвящен его двоюродному брату, писателю Фатиху Карими. Он учился в Стамбуле, знал семь языков, в 1937 году был обвинен в шпионаже и расстрелян.

В соборной мечети Альметьевска
паломники совершили полуденный намаз

 

Муфтий всех мусульман России

Следующий этап жизни Ризаэддина Фахретдина освещен в так называемой «Уфимской комнате» музея. После революции 1917 года журнал «Шура» был закрыт. Просветитель переезжает в Уфу, где сначала его назначают кази, а в 1922 году выбирают муфтием Духовного собрания мусульман России. В 1926 году известного богослова приглашают в Мекку, на всемирный конгресс мусульман. Здесь его выбирают вице-президентом конгресса.

 

В генеалогическом древе просветителя 694 имени

В экспозиции представлен поднос, который в знак признательности за его труды Ризаэддину Фахретдину подарил эмир Саудовской Аравии. А рядом находится крошечная книга размером два на три сантиметра. Эту миниатюру, шедевр Санкт-Петербургской типографии, богослов всегда носил в своем нагрудном кармане. Буквы в ней так четко отпечатаны, что знающие арабский язык могут читать ее и без лупы.

Как известно, есть книги из серии «Жизнь замечательных людей». В последнее время появились издания, посвященные знаменитостям. Мало кто знает, что Ризаэддин Фахретдин еще в 1903 году выпустил книги «Знаменитые мужчины» и «Знаменитые женщины». В них он не смаковал подробности их личной жизни на потребу публике, а показывал тех, чья жизнь достойна подражания для молодежи. Поэтому эти издания вызвали большой общественный резонанс и оценивались как энциклопедии.

 

Данные книги также представлены в экспозиции, как и дорожный сундук просветителя, фотографии его сыновей и дочерей, предметы обихода, которыми пользовалась его семья.

Ризаэддин Фахретдин умер в Уфе в 1936 году и был похоронен на мусульманском кладбище. В 1937 году репрессировали и расстреляли его старшего сына, второго сына арестовали, он скончался в тюрьме.

Из большой семьи репрессии не коснулись только двух дочерей, которые передали музею много интересных экспонатов.

Научные сотрудники музея составили генеалогическое древо Ризаэддина Фахретдина, где отражены 15 поколений его рода.

Сюда внесено 694 имени. Просветитель сам вел летопись своего рода, а чтобы уточнить даты, посещал архивы и кладбища.

За этим столом Ризаэддин
Фахретдин
написал сотни
статей

 

С КИСТЕНЕМ
НА ВОЛКА

В мемориальном Доме-музее Ризаэддина Фахретдина одну комнату отвели под историю деревни Кичучат. Здесь расположены предметы быта, которыми пользовались в старину.

Это различные весы, прядильные принадлежности, стол со старинным самоваром, спальный уголок, рядом висит люлька для младенца.

Есть уголок хозяйки, где она ставила тесто, пекла и жарила. Интерес вызывает форма для печенья, которая ничем не отличается от современной вафельницы, разве что ручки длинные. Выпекать ведь приходилось в печи.

Механическую маслобойку можно назвать деревянным миксером. Вот медный кумган, датированный 1906-м годом.

Весь в заплатках, но блестит, как золотой. Самые старинные экспонаты – затейливый замок для стреноживания лошадей.

«Лошадей у нас любили испокон века, их разводят и сейчас, даже есть свой ипподром, лошади-призеры», – поясняет Диляра Гимранова.

Самое большое впечатление на меня произвел кистень для уничтожения волков. Каких-то сто лет назад они представляли для жителей деревни серьезную угрозу и на них выходили с кистенем от силы 100-200 граммов весом.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. К 150-летию Ризаэтдина Фахретдина

    23 августа 2008г. Набережночелнинское отделение (НЧО) ТОЦ организовало экскурсию в родное село известного ученого, общественного и религиозного деятеля Ризаэтдина Фахретдина – в село Кичучат Альметьевского района Татарстана.

    В ней приняло участие 90 человек – ветераны войны и труда, пенсионеры, работники культуры, общественные деятели, журналисты, студенты и школьники, приехавшие на трех автобусах. Они посетили музей Ризаэтдина Фахретдина в селе Кичучат, а также кладбище, где похоронены его родственники, затем поехали в город Альметьевск и совершили намаз в величественной мечети, носящей имя этого славного сына нашего народа.

    В селе Кичучат нас встретили глава администрации этого села, депутаты, писатели и поэты, приехавшие из г. Альметьевска. Перед гостями выступила директор музея Диляра-ханум Гимранова с подробным рассказом о жизни и трудах удивительного мыслителя, ученого-историка, писателя, педагога – воспитателя, муфтия мусульман Внутренней России и Сибири в 1922-1936 годах. Ее рассказ произвел глубокое впечатление слушателям, многие были удивлены и поражены разносторонними трудами и огромным творческим наследием этого неутомимого труженика, чье имя было долгие годы в забвении.

    К сожалению, до конца 60-х годов татары практически ничего не знали о незаурядном историке Ризе Фахретдине только потому, что он был муфтием. Сегодня на его научные труды ссылаются многие ученые.

    В смутные 30-е годы тысячи архивных документов и библиотечных изданий просто-напросто канули в небытие — их уничтожили. Таковыми были реалии того времени — разрушить до основания старое, а затем уже построить новое. Вы спросите: сопротивлялись ли подобному варварству ученые? Не все, а только наиболее смелые из них. Ведь это был огромный риск — можно было попасть в мясорубку НКВД и уже не выбраться оттуда никогда. Ризаэтдин Фахретдин был как раз из этого числа. В 1932 году он обратился со специальным письмом в АН СССР, в нем рассказал о том, что в деревенских мечетях и медресе сдается в макулатуру ценнейшая религиозная литература, которую необходимо сохранить для истории татарского и башкирского народов. В ответ ученого обвинили в сочувствии царской власти.

    Приведем поучительные слова Р. Фахретдина, которые весьма актуальны и в наши дни: "Нации, достойные жить на свете, обязаны иметь самостоятельное, суверенное мышление и мировоззрение, прогрессировать соответственно изменениям и прогрессу эпохи; политические и экономические, материальные и социальные дела изменять, направлять и обновлять согласно требованиям времени. Выполнение этих дел возможно только в том случае, если представители этой нации, считающиеся образованными и просвещенными, мыслящими и компетентными, осуществляли бы руководство нацией и вели бы ее за собой в беспрерывном движении вперед. Для тех народов, которые хотят "царствовать" на земле и считают себя достойными и заслуживающими уважения, вышеуказанные условия — суть неизменяемые и нерушимые правила. Судьба и удел тех народов, которые не считаются с этими правилами, означают не хозяйствовать и не царствовать на земле, а попадать и находиться в плену и других, терпеть банкротство в экономических и социальных, научных и политических делах и впасть в нищету. Изучающие историю народов, исчезнувших наций и внимательно мыслящие не будут сомневаться в истинности этих слов". Мудры и другие его высказывания: "Нации поднимутся высоко и опустятся вниз, пойдут впереди и останутся позади, будут хозяевами, будут ходить в прислугах; во всех этих делах причина, истинная сила, фактор-суть молодежь…". О предназначении народов мыслитель говорит: "Народы пришли в мир не стоять на жизненном пути, а пришли, чтобы идти неустанно вперед и стремиться ввысь".

    На пути в Набережные Челны автобусы сделали остановку в лесу у озера с родником. Для участников экскурсии организовали отдых и чаепитие на лоне природы, находясь в хорошем, приподнятом настроении, люди с воодушевлением делились впечатлениями о увиденном и услышанном, благодарили организаторов и спонсоров экскурсии, высказывали предложения на будущее. Особую благодарность заслужил глава администрации Тукаевского района Тагир Харматуллина, генеральный директор ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин, директор магазина «Сююмбике» Дамир Шайхразиев и многие другие. Участники экскурсии вспоминали добрым словом и общественного деятеля Анурбика Губайдуллина, проявившего инициативу по организации экскурсии.

    Экскурсанты просили НЧО ТОЦ обратиться к президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, депутатам Госсовета РТ, министрам культуры и образования РТ о том, чтобы 150-летний юбилей Ризаэтдина Фахретдина был отмечен достойным образом.

    Председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*