ЕВГЕНИЙ ЯСИН: «ИНФЛЯЦИЯ ДЛЯ НАС – КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС»

Untitled Document

Наша страна все больше начинает ощущать на себе мировой экономический кризис. Что нужно предпринять сегодня российскому правительству, чтобы сохранить сбережения и доходы населения, – об этом наш разговор с бывшим министром экономики России, а ныне научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным.

 

Доллар обесценится?

 

– Евгений Григорьевич, на днях бизнесмены США обратились к избранному президенту Бараку Обаме с предложением о проведении девальвации (обесценивания) доллара. Это должно снизить себестоимость производимой продукции и повысить ее конкурентоспособность. Как это может сказаться на нашей экономике?

«Из-за того, что у нас высокая инфляция, мы и проигрываем!»

– Девальвация доллара в США будет иметь двоякий характер. Для одной части людей или предприятий, имеющих значительные долларовые активы, – я имею в виду либо сбережения, либо доходы, – потери возрастут, потому что вслед за этим изменится и соотношение доллара к рублю. Но другие будут выигрывать – те, кто не получает доллары, у кого стоимость рублевых накоплений и доходов более значимая.

– Доллар недавно стоил 23 рубля. Сегодня уже 27,5, и прогнозируют его снижение до 30 рублей. Рубль уже упал на 20% и может снизиться еще на 10. Получается, что пока в США говорят, Россия уже проводит девальвацию?

– Я бы не назвал это девальвацией. Девальвация – это обычно однократная акция. А в нашем случае идет поэтапное, плавное снижение рубля, которое обусловлено рядом обстоятельств. Первое – то, что у нас очень высокая инфляция. А в условиях нарастающего кризиса высокая инфляция делает более выгодными вложения за границей. Поэтому капитал из нашей страны уходит, в том числе и из наших валютных резервов.

Второй фактор, влияющий на утечку капитала из валютных резервов, то, что наш народ в трудную минуту склонен делать накопления в долларах. Эти два фактора и приводят к снижению курса рубля. Надо сказать, что определенное постепенное снижение рубля будет происходить все равно, если не по отношению к доллару, то к евро точно в силу сложившихся обстоятельств. А по девальвации как раз сегодня я слышал предложение о том, что и на этот раз нужно было бы так же быстро провести девальвацию, как в 1998 году, и воспользоваться ситуацией, чтобы поднять нашу конкурентноспособность.


– Опередить всех, другими словами?

– Ну да! Хотя на самом деле в этом вопросе всех опередить невозможно. Потому что взаимоотношения валют подвержены рыночному воздействию. И если вы прибегаете к не рыночным воздействиям, а к каким-то своим акциям, например, снижению курса рубля не в соответствии с рыночными пропорциями, вслед за этим то же самое произойдет на всех рынках, там так же упадут и другие валюты.

Если американский бизнес добьется своего и вопреки движению рынка снизит курс доллара, то он будет снижаться, очевидно, не относительно рубля, а относительно евро и других твердых валют. Следом за этим последует и реакция со стороны валютных монетарных властей этих стран, и мы можем все вместе втянуться в какую-то бесконечную гонку, где каждый будет стараться друг у друга выиграть, но в конце концов все проиграют.


– До кризиса правительство, обладая огромными финансовыми ресурсами, не могло их вкладывать в экономику из-за боязни роста инфляции. Сейчас, во время кризиса, когда снижаются цены на сырье, материалы и услуги, можно эти ресурсы использовать на поддержку экономики или какой-то отрасли?

– Правительство уже вливает колоссальные ресурсы в экономику России из этих резервов. А по дороге значительная часть этих капиталов убегает. Но, повторяю, правительство это уже делает, правда, при высокой инфляции. Я лично сейчас жду того, чтобы инфляция снизилась, потому что цены во многих отраслях стали снижаться. Влияние рынка сказывается. Считаю, что сейчас правительство должно действовать с максимальной энергией и добиться того, чтобы инфляция была снижена до 5%. Когда инфляция составляет 4-5%, она перестает быть проблемой и для валюты, и для национальной экономики, и для наших с вами кошельков!

А так мы все время находимся в положении догоняющих. Хочу сказать, что нам не надо было подгонять инфляцию. Наоборот, надо было ее душить как можно сильнее. Тогда бы мы имели преимущества: капитал бы старался придти сюда, а не наоборот. А сейчас происходит утечка. Но и в этом есть свои плюсы, потому что конкурентоспособность российской промышленности повышается, и возможность затем занять свою долю национального рынка у нас есть.


«Нужно корни выдергивать»


– Почему во всех странах правительства снижают проценты по кредитам, увеличивают сроки погашения, а у нас, наоборот, проценты растут, условия ужесточаются?

– Это неправда. На самом деле ситуация выглядит так. Когда у вас нет нужного количества реальных денег, возникает проблема нехватки ликвидности и ставки растут – это реальная цена денег. Не хватает мяса – растет цена на мясо. А что делает правительство? Оно вбрасывает огромные деньги на то, чтобы обеспечить повышение ликвидности. Но если у вас высокая инфляция и плюс ко всему нехватка ликвидности, то эти вливания только частично облегчают проблему, но не решают задачу. Потому что нужно корни выдергивать – инфляцию.

Получается, на рынок выходит большое количество денег. По дороге они утекают, потому что их выгоднее вкладывать в других местах или на другие цели. Кроме того, появляется колоссальный уровень недоверия, и банки держат огромные резервы на тот случай, если у них наступят какие-то осложнения с их обязательствами. Вот такая общая обстановка у нас в стране.


– А в США и Японии все по-другому? В Японии правительство снизило ставку рефинансирования до 1%…

– А у них какая инфляция? Всего 3%! Один процент учетной ставки – это, конечно, самый низкий процент. Но реальные проценты для населения значительно дороже и доходят до 10% опять же из-за нехватки ликвидности, несмотря на помощь правительства.


– Получается, для населения этих стран проценты кредитов также выросли?

– Ну конечно! А куда же бегут наши капиталы? За границу, чтобы осесть там на счетах банков и быть прокредитованными в евро или долларах. А из-за того, что у нас высокая инфляция, мы и проигрываем!

Инфляция для нас – ключевой вопрос, это то, что нас отличает от других стран. В Китае и то 7% инфляции. Поэтому мы и находимся сейчас в более трудном положении. И если мы задушим эту гидру, тогда можно и работать! Но вы должны понимать, что если мы душим инфляцию, то возможности помощи экономике снижаются. Тут ставка больше делается на снижение цен, высвобождение части национального рынка, повышение конкурентоспособности и на то, что российский бизнес воспользуется ситуацией.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. Так какже всё-таки снизить инфляцию? ничего нового я не услышал.

  2. Почему нельзя создать нормальные льготные условия для высоко-тенологичных производств? Особенно для иностранцев. Ведь не секрет, что по многим направлениям мы далеко отстали, а льготы наши только на словах. Как только иностранцы начинают работать в России, то с удивлением обнаруживают массу препятствий созданных бюрократами, кричащими, что спасают нашу промышленность. Кому нужна промышленность, отставшая не на годы, а на десятилетия!? Нельзя облогать налогами строящиеся заводы. Ведь закупая строй-материалы и строя, человек уже вкладывается в нашу экономику и дает рабочие места. А новые станки и технологии, никому не помешают. Если дать волю иностранным производителям, а не сырьевикам, то появиться много новых заводов, что привлечет инвестиции и поднимет уровень образованности работников новых предприятий.

  3. Понятно, что нужно снизить инфляцию, задушить эту "гидру". А как? Где рецепт? Очень хотелось бы его ( рецепт) услышать .

  4. Практически весь ширпотреб у нас импортный, т.е. привязан к иностранным валютам. Как рубль падает-растут цены на импорт. Это инфляция или нет? Каким образом падающий -слабый рубль(вследствие слабости экономики) можно поддержать высокой учетной ставкой, если высокая ставка замедляет рост экономики, снижает ее конкурентоспособность.

    Резюме-ставкой инфляцию не задушишь, т.к. рост цен зависит от курса рубля. Ставкой душится развитие экономики и, как результат, делает рубль более неустойчивым, подверженным падению, и росту цен на товары, которые в основном импортные. В чем я не прав? Не дайте помереть дурой!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*