В новом учебном году в школе №19 начался интересный эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии профессора Владимира Базарного. | ||
|
||
Те самые датчики,
регистрирующие физиологические данные ученика |
||
Сейчас много говорят о том, что школа, а точнее – организация учебного процесса – негативно влияет на детское здоровье. – Мы тоже ежегодно проводим мониторинг: здоровье ребят действительно ухудшается. Искривление позвоночника стало бичом школьной жизни, – констатирует завуч по начальному образованию школы №19 Наталья Новоселова. Но как с этим бороться? Идею подсказал Интернет, где была размещена концепция профессора Владимира Базарного по раскрепощенному развитию ребенка. Ее-то и взяли на вооружение. – Эксперимент, который мы начали, – это командная работа. У меня появились единомышленники в лице завуча школы по здоровью Гульнары Газизовой, учителей начальных классов и, конечно, директора Михаила Григорьева, который нашел финансы для реализации нашего проекта, – признается Наталья Новоселова. |
||
Обучаемся… стоя Для сохранения здоровья и осанки ребенка профессор Владимир Базарный предлагает использовать на уроках не только парты, но и конторки, за которыми школьник занимается стоя. Все мы знаем, как сидят за столом дети. Согнувшись, как вопросительные знаки, и низко склоняясь над тетрадью, они буквально носами водят по строчкам! Эта поза разрушительно действует на здоровье ребенка. В таких условиях у него «поджаты» сердце и легкие, искривлен позвоночник, сильно напряжены многие системы мышц, зрение, сдавлены сосуды, питающие головной мозг. Отсюда – печальная статистика заболеваний: у ребенка все закрепощено. Так утверждает знаменитый профессор, и с ним нельзя не согласиться. А когда школьник часть урока проводит стоя за конторкой, у которой к тому же наклонная рабочая поверхность, у него появляется возможность менять позу. Работа за конторкой стоя – это формирование чувства координации и равновесия, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. В 19-й школе такие конторки стали закупать еще весной 2008 года. Пока приобрели 16. Распределили по одной на каждый кабинет в начальных классах, а в одном установили целый ряд из пяти конторок. Высота конторки регулируется по росту ребенка. Если ученик устает, рядом есть стул или, как вариант, он может сесть за обычную парту.
– Ребятам очень нравится заниматься стоя. Под конторками лежат коврики: дети разуваются и стоят на них без обуви. Это дает отдых ногам, – говорит учительница четвертого класса Юлия Чернова. |
||
Тренируют «огоньки» |
||
У тренажера есть пульт управления, которым задаются режимы: сначала огоньки зажигаются по порядку, потом мигают попеременно, медленно или быстро. Зарядка занимает буквально минутку, а польза от нее большая. На вид тренажер – это четыре круглых плафона с картинками. По мнению Владимира Базарного, переключение ближнего зрения на дальнее благотворно влияет на развитие зрительно-моторной реакции. Ребенок быстрее ориентируется в пространстве. Это может ему помочь и в экстремальных ситуациях – например, быстро реагировать на дорожно-транспортные ситуации. В технологию Владимира Базарного входит и хоровое пение, совместное трудовое «рукотворчество», раздельное обучение мальчиков и девочек. Он рекомендует переходить и на отрывно-нажимное письмо – то есть писать перьями и пользоваться чернильницами-«непроливайками». – Неотрывное письмо, которому мы обучаем, не физиологично, объясняет завуч Гульнара Газизова. – У детей на его фоне может наблюдаться даже стенокардия! Отрывно-нажимное письмо, напротив, связано и с ритмами дыхания, и с сердечным ритмом. |
||
Правильное дыханье и полет бабочки Для стимуляции двигательной активности ребят в школе №19 применяют разные методы. Например, в том крыле школы, где учатся дети начальных классов, установлены «полосы препятствия», сухие бассейны, где ребята с удовольствием играют во время перемен. В оздоровлении детей используются и технологии других авторов. Так, школа начала сотрудничать с НПФ «Амалтея» из Санкт-Петербурга и закупила у нее несколько компьютерных программ для выработки стрессоустойчивости и навыков саморегуляции у школьников. Программа «Волна», например, обучает школьника диафрагмальному дыханию, благодаря которому в организм поступает больше кислорода, сердечный ритм становится реже, человек расслабляется и восстанавливает исходное равновесие. Весь процесс обучения – причем в форме занимательной игры! – отражается на мониторе компьютера: если ребенок правильно дышит, из кокона появляется бабочка и начинает порхать с цветка на цветок, а ученик своими действиями развивает сюжет сказки. В то же время закрепленные на его запястье датчики регистрируют физиологические данные ученика – его дыхание и ритм сердца. А вот программа «Экватор» направлена на терморегуляцию, использует методику самовнушения. «Комфорт» – комплексная программа, включающая в себя все три компонента: и дыхание, и терморегуляцию, а также напряжение и расслабление мускулатуры. Главное, что эти знания останутся с ребенком на всю жизнь, и он сможет применять их в разных ситуациях – например, чтобы избежать бессонницы. – В первую очередь, мы работаем с теми детьми, с которыми не могут сладить ни родители, ни учителя, – делится Наталья Новоселова. – Программы очень полезны для часто болеющих ребят. Они хороши для снятия стресса в период адаптации, при переходе из детсада в школу, из младшей школы в среднюю. Эксперимент продолжается и, надеюсь, улучшит здоровье наших детей. |