МЕНЯЕМ ПАРТЫ НА… КОНТОРКИ

Untitled Document

В новом учебном году в школе №19 начался интересный эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии профессора Владимира Базарного.

 

Те самые датчики,
регистрирующие
физиологические
данные ученика

 

Сейчас много говорят о том, что школа, а точнее – организация учебного процесса – негативно влияет на детское здоровье.

– Мы тоже ежегодно проводим мониторинг: здоровье ребят действительно ухудшается. Искривление позвоночника стало бичом школьной жизни, – констатирует завуч по начальному образованию школы №19 Наталья Новоселова.

Но как с этим бороться? Идею подсказал Интернет, где была размещена концепция профессора Владимира Базарного по раскрепощенному развитию ребенка. Ее-то и взяли на вооружение.

– Эксперимент, который мы начали, – это командная работа. У меня появились единомышленники в лице завуча школы по здоровью Гульнары Газизовой, учителей начальных классов и, конечно, директора Михаила Григорьева, который нашел финансы для реализации нашего проекта, – признается Наталья Новоселова.

 

Обучаемся… стоя

Для сохранения здоровья и осанки ребенка профессор Владимир Базарный предлагает использовать на уроках не только парты, но и конторки, за которыми школьник занимается стоя. Все мы знаем, как сидят за столом дети. Согнувшись, как вопросительные знаки, и низко склоняясь над тетрадью, они буквально носами водят по строчкам! Эта поза разрушительно действует на здоровье ребенка. В таких условиях у него «поджаты» сердце и легкие, искривлен позвоночник, сильно напряжены многие системы мышц, зрение, сдавлены сосуды, питающие головной мозг. Отсюда – печальная статистика заболеваний: у ребенка все закрепощено. Так утверждает знаменитый профессор, и с ним нельзя не согласиться.

А когда школьник часть урока проводит стоя за конторкой, у которой к тому же наклонная рабочая поверхность, у него появляется возможность менять позу. Работа за конторкой стоя – это формирование чувства координации и равновесия, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости.

В 19-й школе такие конторки стали закупать еще весной 2008 года. Пока приобрели 16. Распределили по одной на каждый кабинет в начальных классах, а в одном установили целый ряд из пяти конторок. Высота конторки регулируется по росту ребенка. Если ученик устает, рядом есть стул или, как вариант, он может сесть за обычную парту.

– Ребятам очень нравится заниматься стоя. Под конторками лежат коврики: дети разуваются и стоят на них без обуви. Это дает отдых ногам, – говорит учительница четвертого класса Юлия Чернова.
Уже через год у школьника вырабатывается потребность работать стоя. Исследования показали, что у ученика за партой первые признаки усталости наступают уже на пятой-шестой минуте урока, а у занимающихся за конторкой – лишь на 21-24 минуте!

 

Тренируют «огоньки»

 

Дети занимаются за конторками с удовольствием

– Помимо конторок мы приобрели и автоматический зрительно-вестибулярный тренажер «Зевс», – рассказывает Наталья Новоселова. – Он предназначен для разминки глаз. Во время уроков дети в основном смотрят в одну сторону – на учителя или доску. Глаза от этого устают, шея немеет. Тренажер – это световые точки, расположенные высоко на четырех стенах класса. Периодически педагог их включает для разминки. Дети встают и следят за вспыхивающими точками. В это время и глаза, и шея, и весь корпус ребенка «работают». Это как маленькая зарядка, притом не скучная!

У тренажера есть пульт управления, которым задаются режимы: сначала огоньки зажигаются по порядку, потом мигают попеременно, медленно или быстро. Зарядка занимает буквально минутку, а польза от нее большая. На вид тренажер – это четыре круглых плафона с картинками. По мнению Владимира Базарного, переключение ближнего зрения на дальнее благотворно влияет на развитие зрительно-моторной реакции. Ребенок быстрее ориентируется в пространстве. Это может ему помочь и в экстремальных ситуациях – например, быстро реагировать на дорожно-транспортные ситуации.

В технологию Владимира Базарного входит и хоровое пение, совместное трудовое «рукотворчество», раздельное обучение мальчиков и девочек. Он рекомендует переходить и на отрывно-нажимное письмо – то есть писать перьями и пользоваться чернильницами-«непроливайками».

– Неотрывное письмо, которому мы обучаем, не физиологично, объясняет завуч Гульнара Газизова. – У детей на его фоне может наблюдаться даже стенокардия! Отрывно-нажимное письмо, напротив, связано и с ритмами дыхания, и с сердечным ритмом.

 

Правильное дыханье и полет бабочки

Для стимуляции двигательной активности ребят в школе №19 применяют разные методы. Например, в том крыле школы, где учатся дети начальных классов, установлены «полосы препятствия», сухие бассейны, где ребята с удовольствием играют во время перемен.

В оздоровлении детей используются и технологии других авторов. Так, школа начала сотрудничать с НПФ «Амалтея» из Санкт-Петербурга и закупила у нее несколько компьютерных программ для выработки стрессоустойчивости и навыков саморегуляции у школьников.

Программа «Волна», например, обучает школьника диафрагмальному дыханию, благодаря которому в организм поступает больше кислорода, сердечный ритм становится реже, человек расслабляется и восстанавливает исходное равновесие. Весь процесс обучения – причем в форме занимательной игры! – отражается на мониторе компьютера: если ребенок правильно дышит, из кокона появляется бабочка и начинает порхать с цветка на цветок, а ученик своими действиями развивает сюжет сказки. В то же время закрепленные на его запястье датчики регистрируют физиологические данные ученика – его дыхание и ритм сердца.

А вот программа «Экватор» направлена на терморегуляцию, использует методику самовнушения. «Комфорт» – комплексная программа, включающая в себя все три компонента: и дыхание, и терморегуляцию, а также напряжение и расслабление мускулатуры. Главное, что эти знания останутся с ребенком на всю жизнь, и он сможет применять их в разных ситуациях – например, чтобы избежать бессонницы.

– В первую очередь, мы работаем с теми детьми, с которыми не могут сладить ни родители, ни учителя, – делится Наталья Новоселова. – Программы очень полезны для часто болеющих ребят. Они хороши для снятия стресса в период адаптации, при переходе из детсада в школу, из младшей школы в среднюю. Эксперимент продолжается и, надеюсь, улучшит здоровье наших детей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*