ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НИЖНЕМУ: ВЕРХНЕМУ И НИЖНЕМУ

Untitled Document

Говорят, что Нижний Новгород со своей 787-летней историей очаровывает так, что хочется немедленно там поселиться. Но переехавших заставляет выживать. Выжить же, несмотря на местное спокойствие, могут только привыкшие к беготне. Такой уж он, Новгород – нижний и верхний.

 

 

Ну, с прибытием!

На Московский вокзал поезд Казань – Нижний Новгород прибыл в третьем часу дня. Первое впечатление о городе должно было сложиться именно тут, в Канавинском районе Нижнего Новгорода… Здесь находится множество крупных и средних предприятий. Одно из них, Нижегородский масложировой комбинат, я заметила, пока поезд въезжал в город. Здесь же располагается Волжский грузовой порт («Стрелка») и знаменитая «Нижегородская ярмарка» – выставочный центр, входящий в пятерку крупнейших, наряду с «Экспоцентром» и «ВВЦ».

Не сказала бы, что город встретил меня как-то особенно. Впрочем, и я его не особо встречала. Пронеслась по подземному переходу, нашла выход в город, выискала глазами нужные ориентиры. Ну, с прибытием!

Выйдя из перехода, наткнулась на торговый центр «Республика». Учитывая то, что сети магазинов атаковали всю Россию, ориентироваться в ценах оказалось довольно просто. Вообще, как-то легче, когда на твоем пути возникают вывески со знакомыми названиями. Отыскала привычный салон сотовой связи, где подключилась к местному оператору. Одна проблема, сим-карту мне активировали только через два часа, что нарушило мои планы. «Два часа – целая вечность!» – думала я.

 

На Покровке можно
сфотографироваться
с Евгением Евстигнеевым

 

«Оно нам надо?»

Чтобы читатель хоть немного разобрался в структуре города, придется посвятить его в особенности территориального деления. Итак…

Река Ока делит Нижний Новгород на две части – Заречную (нижнюю) и Нагорную (верхнюю). Заречная расположена на левом берегу Оки и включает в себя пять районов: Автозаводский, Ленинский, Канавинский, Московский и Сормовский. Нагорная, в свою очередь, охватывает три района: Приокский, Советский и Нижегородский. Несомненно, у каждого района есть своя особенность. Думаю, учитывая то, что за пару дней вряд ли кому-либо удастся хорошо изучить большой город, читатели простят, что в своем рассказе автор подробно остановится лишь на трех из восьми районов.

 

Михайло-
Архангельский
собор кремля

Во время своего набега – а иначе мое путешествие в Нижний Новгород не назовешь – я остановилась в верхней части города. Вообще, на восприятие человеком нового, прежде всего, влияет то, кто ему об этом новом рассказал. Да простят мне обитатели нижней части, город я увидела глазами жителей верхней части.
Так уж сложилось, что верхние слои общества разместились в верхней части Новгорода, а нижние – в нижней. Интеллигентные верхи обосновались ближе к культурным и историческим местам.

Рабочие низы – к автомобильному заводу и другим промышленным предприятиям. При этом жители Заречной части способны по несколько лет не появляться в Нагорной. И на недоуменные вопросы верхних соседей отвечают: «Оно нам надо?»

 

В этом «Оно нам надо?» все нижегородцы. Здесь не принято, как у нас, гоняться за новизной. Привычка к проверенному диктует свои правила. Потому и к каждой инновации, претендующей на воплощение в жизнь, местные жители относятся с осторожностью. Никаких экспериментов! «Оно нам надо?» – подумают. «Да» – так да, «нет» – так нет. Спокойно. Без суеты, без аргументов «за» и «против».

 

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
О том, что в Нижнем Новгороде я не должна заблудиться, я знала заранее. Не потому, что у меня на руках была карта, и я предварительно облазила Интернет в поисках информации о городе. А потому, что, когда я позвонила и сообщила о своем приезде, мне очень доходчиво объяснили, как, куда и на чем добираться. Ориентиры, маршруты, названия остановок, – всем этим мой мозг снабдили еще до начала поездки. На всякий случай тщательно переписала все услышанное на листочек.
Система ориентирования города оказалась на редкость удобной. Схемы проезда транспорта можно найти на каждой остановке. Кроме того, в городе действует система рекламных указателей, которая позволяет найти не только частные, но и государственные учреждения, например, музыкальные школы, вузы, больницы. Самое главное, у кого угодно можно спросить. Люди останавливаются и пытаются доступно объяснить. Причем, если даже сами не знают, где находится то или иное место, тщательно растолкуют, где искать людей, которые могут тебе помочь. Спокойно и внятно.

 

Вошел –
оплати проезд!

И спокойствие это особенно заметно тем, кто приехал из такого суетливого города, как наш. После челнинской беготни – трудно именовать это желание все успеть иначе – нижегородское спокойствие воспринимается как нечто аномальное. Но вместе с тем ты поддаешься этому безразличию ко времени. Ты проезжаешь нужную остановку и думаешь: «Пожалуй, не буду выходить. Доеду до конечной, пересяду и вернусь». Спокойно. Без суеты, без привычного крика: «Остановите! Я выйду!»

 

В нижегородском транспорте другие законы. Увидел нужную маршрутку – махни водителю рукой. Вошел – оплати проезд. Выходишь – нажми на кнопку звонка. Теперь немного подробнее. В Нижнем Новгороде три вида автобусов: большие – социальные, средние – маршрутки и маленькие – «автолайн». У нас аналогичное деление на «Нефазы», «Пазики» и «Газельки» соответственно. Проезд в социальных и маршрутках стоит 11, в «автолайне» – 12 рублей. Плата при входе. Большие и средние автобусы останавливаются на каждой остановке, а вот, чтобы «автолайн» оставил тебя в нужном месте, надо нажать на кнопку звонка, находящуюся над дверью в салоне микроавтобуса. Позвонил – вышел. Никаких злобных объявлений типа «О своей остановке предупреждайте заранее, да кричите так, будто вы ее уже проехали!»

Значительно дешевле обойдется проезд в нижегородском трамвае, троллейбусе или метро – восемь рублей. Надо сказать, что в Нижегородском метрополитене 13 станций. Все они располагаются в нижней части города, потому что через Оку пути нет. Уточню: пока нет. Дело в том, что метромост из Канавинского района в Нижегородский начали возводить еще в 1992 году. Строительство его планируется завершить к 2010 году. В следующем году обещают пустить по мосту автомобили, а после – поезда метро. Хотелось бы обратить внимание на то, что в Нижнем довольно много долгостроев. Здание цирка, например, сооружалось более 20 лет. Не знаю, может быть, и тут не обошлось без местного спокойствия: «Ничего. Когда-нибудь достроим».

 

 

Свой мир автозавода

Следующий день решила полностью посвятить изучению города. Мне вручили карту, которой, кстати сказать, я так и не воспользовалась, и объяснили, как доехать до Дворца культуры автозавода (ДК «ГАЗ»). Пока стояла на остановке, обратила внимание, что на доме, в котором я остановилась, два электронных табло с часами. Все бы ничего, но разница во времени, которое они показывали, составляла шесть минут.
Засмотревшись на названия автозаводских проходных, нужную остановку я, конечно, проехала. «Куда торопиться? Весь день впереди!» – мелькнула в моем сознании первая адекватная нижегородской мысль. Через остановок пять пересела, доехала до ДК «ГАЗ».

Думаю, стоит рассказать об этом районе подробнее. Автозаводский район – самый большой по численности населения. В нем проживает чуть более 300 тысяч человек. Основная достопримечательность этой части города – Горьковский автомобильный завод («ГАЗ») и все, что с ним связано – дворец культуры, Автозаводский парк. Парк с отчетливой печатью советского времени. Чего стоят хотя бы белые чаши фонтанов. Летом здесь, наверное, много детей. Вечером – влюбленных пар. А в моем присутствии, осенним днем, оказалось много молодых мамочек с колясками.

Прогулявшись по парку, решила пройти к самому автогиганту. Пока шла, убедилась, что Автозаводский район живет отдельным миром. Здесь свои герои, портреты которых располагаются на аншлагах вдоль улиц. Чем-то отличившиеся работники, молодежь и школьники «ГАЗа». Еще бы, ведь на этом автогиганте работает около 70 тысяч человек. Вглядываясь в лица и послужные списки, добрела до главных ворот Горьковского автомобильного завода. Рядом с ними расположился памятник первому ГАЗовскому автомобилю.

Знакомство с Автозаводским районом решено было завершить. Невдалеке обозначилась буква «М». Отличный шанс быстро добраться до Московского вокзала. «Там уж все знакомое, сориентируюсь», – рассудила я, ныряя в подземный переход, ведущий в метро. Впрочем, вскоре я притормозила. В переходе оказалось довольно страшновато. Ни одной живой души, тоннель, где-то слышен звук проходящего состава, надпись «Вход в метро», четыре наглухо закрытые прозрачные двери, за ними темнота, – картинка похлестче, чем в фильмах ужасов. В общем, как-то не особо гостеприимно встретила меня станция метро с названием «Кировская». Пришлось прошагать пешком до следующего входа в метро.


Главная пешеходная

И вот я снова у Московского вокзала. Меня обещали провезти по интересным местам. Но пока мы ехали по Молитовскому мосту через Оку, пока поднимались по Окскому серпантину… В общем, когда мы добрались до Покровки, что в Нижегородском районе города, уже смеркалось.

Здесь находится множество вузов, среди которых Нижегородский государственный лингвистический и Нижегородский государственный технический университеты. Это также центр легкой промышленности. Здесь расположились такие предприятия, как производитель печатной продукции «Нижполиграф» и энергетическая компания «Нижновэнерго».

Но вернемся к Покровке. Большая Покровская улица – место, созданное для неспешных прогулок. Впрочем, статус пешеходной она приобрела лет 30 назад. Здесь есть на что посмотреть. Невозможно не заметить, например, архитектурного великолепия здания Государственного банка, построенного в 1913 году. Его фасады облицованы резным камнем. Ныне в нем располагается Нижегородский филиал Центробанка России.

Для удобства гуляющих на Покровке обосновалось множество маленьких магазинчиков. Но самое интересное, что на этой улице можно встретить не только людей, но и небольшие металлические скульптурки: у входа вас встретит городовой, дворовый мальчишка почистит вашу обувь, фотограф с собачкой запечатлеет вас на фотокарточке. На лавочке возле здания драмтеатра можно сфотографироваться с самим Евгением Евстигнеевым.

 

 

13 башен кремля

Большая Покровская ведет к стенам Нижегородского кремля, ворота которого открыты круглосуточно. Построенный на холме, он был призван защищать Северо-Восточную Русь от набегов неприятеля. Возведение его началось еще в 1500 году. В верхнюю часть стен ведут несколько лестниц, и при желании можно пройти по стене. Правда, вернуться на то место, с которого вы начали осмотр, не удастся. Дело в том, что одна из 13 башен кремля постоянно разрушалась оползнями. Постепенно от нее ничего не осталось, поэтому в этом месте стена прерывается.

В Нижегородском кремле бок о бок уживается несколько исторических эпох. Михайло-Архангельский собор 1631 года, сооруженный в честь победы ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 1962 году в нем был перезахоронен прах Кузьмы Минина. Невдалеке памятник, посвященный основателю города Георгию Всеволодовичу и его наставнику.

Здание арсенала, построенное в 1843 году, подготавливается к реконструкции. Сейчас здесь ведутся археологические исследования. Рядом с арсеналом расположилась выставка военной техники времен Второй мировой войны. По соседству со всем этим поселилась современная администрация, где заседают губернатор Нижегородской области, полпред президента РФ по Приволжскому федеральному округу и другие.

Прекрасная панорама нижней части города открывается со смотровой Северной башни кремля. Отсюда хорошо видна знаменитая «Стрелка», место, где Ока впадает в Волгу. Если же опустить глаза вниз, можно увидеть Церковь Иоанна Предтечи и памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, расположенный на том самом месте, где они созывали ополчение. Вдоль стены Нижегородского кремля проходил ров с водой. Теперь по его дну ходят автомобили, а сам он именуется Зеленским съездом.
Когда вы спуститесь со смотровой и пойдете вдоль кремлевской стены, справа откроется вид на верхнюю часть города. В этой части расположено множество православных храмов.

Православие – неотъемлемая часть Нижнего Новгорода. Церквям нужно посвятить отдельную поездку. Мне очень хотелось увидеть во всем великолепии Рождественскую, или Строгановскую церковь. Говорят, при свете солнца ее купола очень красиво переливаются, и что она немного напоминает московский Собор Василия Блаженного. К сожалению, сделать это мне так и не удалось – когда мы подъехали к ней, было уже очень темно.
«Наверное, в Нижнем Новгороде очень красиво летом?» – спросила я у подруги, когда вернулась из поездки. «Очень, обязательно съезди!» – посоветовала мне она. Может быть, когда будет немного больше времени. Слишком быстро оно пролетает в этой атмосфере абсолютного спокойствия.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. Спасибо большое от нижегородки, любящий свой город, за приятный и правдивый рассказ о нашем городе

  2. 🙂 Я вам скажу — вы очень отважная, одна "знакомиться" с автозаводским районом 🙂

    По поводу долгостроев я не очень с Вами согласен. Не от нерасторопности это нашей. У нас тупо — много бюджетных денег тырили, в том числе направленных и на цирк и на метро. "московский" губернатор видимо все как-то по другому проворачивает, даже мэр тут не при чем… 🙂 Мэр тихо мирно выкладывает улочки брусчаткой собственного производства… 🙂

    Но в целом, рад, что город доставил вам столько позитива. 🙂

    Вашу статью обсуждают у нас 🙂

    http://www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&thread=580559&topic_id=11066178#11070654

  3. Замечательная статья. Прочитала- будто снова побывала в Нижнем. К слову- у меня там много родни. И вы правы- приехав в этот красивый город с прекрасной историей- там хочется остаться.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*