О том, как Россия преодолевает мировой экономический кризис, о «плюсах» и «минусах» антикризисных решений мы поинтересовались у бывшего советника президента РФ по экономическим вопросам, президента фонда «Институт Экономического анализа» Андрея Илларионова. |
|
Андрей Илларионов: «Современный экономический кризис –
это мощное напоминание всем, в чем мы не правы» |
– Андрей Николаевич, все ли правильно и все ли возможное делает российское правительство для преодоления кризиса? – Надо сказать, что нынешний экономический кризис не имеет себе равных по скорости спада производства. Не только за последние 19 лет, но, скорее всего, и за последние 70 лет. Это касается, прежде всего, производственного кризиса. Вы знаете, российское правительство делает немало, но то, что оно делает, зачастую увеличивает масштабы кризиса. Давайте назовем только некоторые решения властей, такие, как повышение импортных таможенных пошлин, планы по вступлению страны в ОПЕК, меры по созданию газового ОПЕК. Еще в этот ряд можно поставить искусственную девальвацию национальной валюты, повышение процентной ставки, раздачу денег селективным образом компаниям и предприятиям.
– Да. Весь этот список можно назвать странным. В него входит около 300 компаний, большинство из которых нам только что представляли как основу российской экономики, как ее фундамент, который обеспечит высокие темпы экономического роста и даже прорыв. И выяснилось, что эти крупнейшие компании, включая Газпром и Роснефть, оказываются экономически несостоятельными. И это означает, что вся остальная экономика – крупный, мелкий и средний бизнес – теперь должны субсидировать «весь этот список» из той добавленной стоимости, которую они создают своим трудом. Это та самая добавленная стоимость, которая составляет валовой внутренний продукт, и за счет чего существует все общество, существует страна, раздается и передается компаниям, многие из которых оказались неэффективными в силу решений своего менеджмента или собственников. Очень жаль, что стабилизационный фонд – этот механизм, который специально был создан для защиты российской экономики от кризиса, используется сейчас не по назначению. Не для спасения национальной экономики и российского бюджета, а лишь для распределения средств некоторым, особо близким к власти компаниям и банкам. Уже роздана и предполагается к раздаче сумма не менее 200 миллиардов долларов.
– Вы знаете, я бы сейчас воздержался от развернутой программы, что надо было бы делать. В настоящий момент, на мой взгляд, спрос на разумные действия в стране отсутствует. Но если все-таки говорить не о детальной программе, а о принципиальном подходе, то главная задача властей заключается в том, чтобы облегчить процесс создания и ликвидации предприятий, возможность перелива средств из одних производств и отраслей в другие, переход людей, работающих в одной отрасли, в другую. Властям не надо быть помехой в процессе зарабатывания гражданами денег. Это означает снижение налогового бремени, ослабление государ-ственного регулирования и защиту прав собственности. Другой подход заключается в том, чтобы прежде всего предоставить возможность самим компаниям, предприятиям, экономическим субъектам находить новые ниши, производить то, что пользуется спросом. Но для этого надо направлять экономические ресурсы, предоставлять возможность людям пользоваться этими ресурсами не в том месте, где правительство считает нужным, а там, где граждане сами хотят эти средства использовать.
– Да. Важнейшей причиной для изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам, в частности, к доллару или к евро, является обеспеченность национальной денежной базы или национальной денежной массы валютными резервами. Собственно, это стало главной причиной, вызвавшей масштабную девальвацию в 98-м году. Тогда денежная база в России не была обеспечена валютными резервами, что привело к четырехкратной девальвации. В настоящее время, после 98-го года, российские власти выучили этот урок. И в течение последнего времени основные денежные индикаторы обеспечиваются валютными резервами. Это было в течение предшествующих лет, так это сохраняется в течение 2008 года. Более того, на конец декабря 2008 года обеспеченность основных денежных индикаторов валютными резервами точно не ниже, чем это было в августе 2008 года.
– Я вижу выход в повышении мобильности российского населения. Наличие таких моногородов является наследием предыдущих времен. Многие жители вашего уважаемого симпатичного города привязаны именно к данному предприятию и месту. Одним из условий выживания в современном мире является высокая степень мобильности, причем мобильности социальной, экономической и географической. Все-таки нормальным состоянием человечества является возможность, не обязательство, не навязывание, а именно возможность для любого гражданина и любой семьи изменить место жительства. Для этого необходимо иметь нормальный рынок жилья и развитой рынок рабочих мест. Тогда различные предприятия и компании могут конкурировать за привлечение рабочей силы. Пока же в нашей стране не экономическая деятельность для граждан, а граждане для экономической деятельности, тем более для каких-то конкретных предприятий. Это устаревшее представление. Из-за кризиса прежних структур, отраслевой и географической, нынешний экономический кризис только усугубляется. Современная жизнь ставит гораздо более серьезные и глубокие вызовы. И современный экономический кризис – это мощное напоминание всем, в чем мы не правы. |