В канун праздника 8 Марта «Неделя» решила подарить своим читателям рассказ о челнинке Альбине Ивановне Храмовой – единственной в городе летчице, которая была не только командиром экипажа воздушного судна гражданской авиации, но и летала на реактивных истребителях МИГ-15 и МИГ-17. | ||||
|
||||
В Таджикистане Альбина Ивановна
была командиром экипажа АН-24 |
||||
Ничего,
– Нет, не просто, – ответила наша собеседница. – Просто так в жизни вообще ничего не бывает! Трудно сказать, когда у меня появилось желание летать… Сколько себя помню, кроме самолетов в голове ничего другого и не было. С детства мечтала о небе, но никому об этом не говорила. Тогда нельзя было даже думать об этом, не говоря уже о том, чтобы кому-то признаться. Но его не оказалось, поэтому через год я перевелась в Пермь, в военно-механический техникум. Там и поступила в аэроклуб. Родители до последнего ни о чем не знали, только на второй год случайно обнаружили, что я летаю. Как и все родители, они за меня боялись, беспокоились, говорили: «Ну зачем тебе это надо?!» А я видела только себя и самолеты. Ничего больше для меня не существовало. Иначе я не добилась бы ничего. |
||||
Страх в небе |
||||
– Говорят, что всех, кто прыгает с парашютом в первый раз, сталкивают с самолета, ни один человек сам не прыгает. Это правда или миф? – спросили мы у Альбины Ивановны. – Нет, это неправда, – ответила она. – Потому что в авиацию идут не под дулом автомата. Люди идут сами, ими движет мечта, интерес, большое желание. И когда ты поднимаешься в небо и смотришь вниз, хочется испытать чувство свободного падения. Когда прыгаешь, сперва будто бы душа вырывается наружу от радости. Правда, сначала в момент раскрытия парашюта и резкого торможения в глазах появляются звездочки, а уж потом начинаешь смотреть по сторонам. И все видно, как на картинке: поля, лес, речка. Далеко видно! И чем ближе земля, тем картинки укрупняются, а затем земля начинает на тебя набегать. У меня часто спрашивают про страх. Я всегда отвечаю, что со страхом никто не будет летать. Никто! Что такое страх? Это чувство, которое парализует волю. Как можно летать, если ты боишься?! Страх в небе исключен на 100%. Если в небе возникает какая-то сложная ситуация, то ты сначала делаешь все, чтобы ее устранить, и только потом, уже на земле, иногда начинают проявляться какие-то чувства… |
||||
20 девушек |
||||
В 1961 году ЦК ДОСААФ впервые объявил набор женщин в Калужскую центральную школу летчиков-инструкторов. Пройдя через жесточайший отбор, там собрались 20 девушек со всего СССР. Среди них были Альбина Косых (девичья фамилия нашей героини) и Галина Смагина. |
||||
– МИГ-15 – самолет, который для меня больше всех дорог. Там сидишь одна… Под тобой и за тобой – мощь, пять тонн веса. Самолет этот развивает почти скорость звука. Он очень маневренный, может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Управляемость и устойчивость просто прекрасная! Что уж говорить, красивый, сильный самолет, – говорит Альбина Ивановна. По окончании летной школы Галина осталась работать летчиком-инструктором в Калужском авиационном учебном центре, Альбина решила трудиться в таком же центре в Вязьме. Их работа заключалась в том, что они обучали курсантов летать на реактивных истребителях. Обо всем, что было после работы с самолетами МИГ-15 и МИГ-17, Альбина Ивановна рассказывает коротко: – Затем вышла замуж, и с мужем решили перейти в гражданскую авиацию. В Ростове переучились на АН-2, после чего уехали в Среднюю Азию… |
||||
|
||||
В калужской летной школе осуществилась многолетняя мечта Альбины Косых –
она начала летать на реактивных истребителях МИГ-15 и МИГ-17 |
||||
Пять Жили Храмовы в Ленинабаде. Галина Смагина не раз приезжала к ним в гости в Таджикистан. Как-то в один из приездов она полетела в Душанбе и решила там остаться, чтобы сесть за штурвал только что появившегося нового реактивного пассажирского самолета Як-40. Девять лет Галина Олеговна летала над Памиром, над Хорогским ущельем – по самой сложной трассе в нашей стране и третьей по трудности полета в мире. |
||||
|
||||
Расставание с небом С началом перестройки в Средней Азии стало неспокойно. Поэтому, когда в 1983 году подвернулся обмен, Храмовы, у которых подрастали две дочери, решили переехать в Набережные Челны. Альбина Ивановна предложила свои услуги аэропорту «Бегишево», где её взяли на должность дежурного штурмана, на которой она трудится по сей день. Галина Смагина тоже вернулась в Пермь, где освоила новый самолет ТУ-134. Она рассталась с небом в 1990 году, в 48 лет. Что переживает летчик, «спустившись на землю», может понять только тот, кто сам пережил такое. В 2000 году в интервью одной из пермских газет Галина Смагина призналась: – Пролетав почти 30 лет, могу сказать, что в авиации труд специфический. При нем семья и дети должны отойти на второй план, потому что авиация не делится ни с кем. Либо ты весь в ней, либо нет. Пополам плохо получается. – Галине очень трудно далось расставание с полетами, – поделилась Альбина Ивановна. – Намного труднее, чем мне. Потому что я, хоть и не летаю, но моя работа все равно связана с самолетами и полетами. А она преподает в авиационном техникуме, где, несмотря на название, самолетов не увидишь. |
||||
|
||||
Я – счастливый |
||||
– Хоть и говорят, что люди везде одинаковые, но мне кажется, что все-таки в авиации люди порядочнее, – поделилась Альбина Ивановна. – Мне повезло, что встретила в жизни много прекрасных людей. Безусловно, приходилось сталкиваться со всякими, но все же, согласитесь, кто попало в авиацию не пойдет. У меня, например, в экипаже никогда не было никаких трений. Ни с кем: ни со вторым пилотом, ни со штурманом, ни с бортмехаником. Редко у кого так получается, что, оглянувшись назад, он понимает, что прожил счастливую жизнь. О себе я могу так сказать. Я, конечно, была лишена многих маленьких радостей жизни, но зато у меня была одна единственная большая радость – осуществленная мечта летать… Я очень счастливый человек! – сказала Альбина Храмова на прощанье.
Её дочери не разделяют мамину страсть, выбрали «земные» профессии. Но вот двухлетний внук Ваня везде и во всем видит только исключительно самолеты. Ему никто ничего не рассказывал о них, ничего не объяснял. Но, по рассказам Альбины Ивановны, он в небе всегда самолет увидит, и все машины у него летают, и вообще всё-всё на свете у Вани только летает. |