НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ

Untitled Document

В канун праздника 8 Марта «Неделя» решила подарить своим читателям рассказ о челнинке Альбине Ивановне Храмовой – единственной в городе летчице, которая была не только командиром экипажа воздушного судна гражданской авиации, но и летала на реактивных истребителях МИГ-15 и МИГ-17.

 

В Таджикистане Альбина Ивановна
была командиром экипажа АН-24

 

Ничего,
кроме самолетов

Альбина Ивановна не любит о себе рассказывать. Она считает, что перипетии её жизни мало кому интересны, поскольку, по её мнению, ничего сверхъестественного она за свою жизнь не совершила. Однако после долгих уговоров все-таки согласилась встретиться с журналистом «Недели», но поставила условие: «Если только хвалить не будете». Что ж, уговор дороже денег, хвалить не станем, но то, что действительно было, расскажем.
Первый вопрос, заданный нами Альбине Ивановне, не был оригинальным:
– Как получилось так, что вы связали свою жизнь с авиацией? Это была детская мечта или просто так сложилось?

– Нет, не просто, – ответила наша собеседница. – Просто так в жизни вообще ничего не бывает! Трудно сказать, когда у меня появилось желание летать… Сколько себя помню, кроме самолетов в голове ничего другого и не было. С детства мечтала о небе, но никому об этом не говорила. Тогда нельзя было даже думать об этом, не говоря уже о том, чтобы кому-то признаться.
Семья у нас была большая – девять детей. Жили мы в деревне в Пермской области, где и машин-то практически не было. Да и поездов мы в детстве не видели. Помню, залезала на крышу дома и долго-долго смотрела в небо. Потом втихаря начала делать модели самолетов, чтоб никто не видел, тайком читала много литературы – книжки про самолеты, ракеты. А в 15 лет уехала под Горький, в Дзержинск, поступила в химический техникум. Думала, что там аэроклуб есть.

Но его не оказалось, поэтому через год я перевелась в Пермь, в военно-механический техникум. Там и поступила в аэроклуб. Родители до последнего ни о чем не знали, только на второй год случайно обнаружили, что я летаю. Как и все родители, они за меня боялись, беспокоились, говорили: «Ну зачем тебе это надо?!» А я видела только себя и самолеты. Ничего больше для меня не существовало. Иначе я не добилась бы ничего.

 

Страх в небе
исключен

 

Свою вожделенную мечту – настоящий самолет – Альбина увидела в 16 лет в пермском аэроклубе. Это был спортивный самолет ЯК-18. Сначала она летала на планерах, затем и на спортивных самолетах. К слову, в аэроклуб каждый раз после учебы надо было идти километров 15 пешком. Но что такое пройти 30 км в день для девушки, которая одержима мечтой летать?!
Там же, в пермском аэроклубе, Альбина подружилась с Галиной Смагиной, которая в последующем установила пять рекордов мира на скорость и дальность полета. Эта дружба оказалась настолько крепкой, что продолжается до сих пор. В аэроклубе Альбина получила начальное летное образование, там же впервые прыгнула с парашютом.

Альбина Храмова:
«Я – счастливый человек,
потому что сбылась
моя мечтать
летать!»

– Говорят, что всех, кто прыгает с парашютом в первый раз, сталкивают с самолета, ни один человек сам не прыгает. Это правда или миф? – спросили мы у Альбины Ивановны.

– Нет, это неправда, – ответила она. – Потому что в авиацию идут не под дулом автомата. Люди идут сами, ими движет мечта, интерес, большое желание. И когда ты поднимаешься в небо и смотришь вниз, хочется испытать чувство свободного падения. Когда прыгаешь, сперва будто бы душа вырывается наружу от радости. Правда, сначала в момент раскрытия парашюта и резкого торможения в глазах появляются звездочки, а уж потом начинаешь смотреть по сторонам. И все видно, как на картинке: поля, лес, речка. Далеко видно! И чем ближе земля, тем картинки укрупняются, а затем земля начинает на тебя набегать.

У меня часто спрашивают про страх. Я всегда отвечаю, что со страхом никто не будет летать. Никто! Что такое страх? Это чувство, которое парализует волю. Как можно летать, если ты боишься?! Страх в небе исключен на 100%. Если в небе возникает какая-то сложная ситуация, то ты сначала делаешь все, чтобы ее устранить, и только потом, уже на земле, иногда начинают проявляться какие-то чувства…

 

20 девушек
со всего СССР

 

В 1961 году ЦК ДОСААФ впервые объявил набор женщин в Калужскую центральную школу летчиков-инструкторов. Пройдя через жесточайший отбор, там собрались 20 девушек со всего СССР. Среди них были Альбина Косых (девичья фамилия нашей героини) и Галина Смагина.

 

– Мама нам говорила: «Вам в Москву съездить, что в соседнюю деревню сходить». Мы действительно часто ездили в ЦК ДОСААФ, где у нас сложились добрые товарищеские отношения с генерал-майором авиации Алексеем Константиновичем Пахомовым, который отвечал за летную работу. Всегда вспоминаю его только добрым словом, прекрасный был человек. Именно благодаря его поддержке мы оказались в Калуге, – делится Альбина Ивановна.
В калужской летной школе, наконец, осуществилась многолетняя мечта Альбины Косых – она начала летать на реактивных истребителях МИГ-15 и МИГ-17. И даже сегодня, рассказывая о своих тогдашних ощущениях, она просто сияет от восторга:

– МИГ-15 – самолет, который для меня больше всех дорог. Там сидишь одна… Под тобой и за тобой – мощь, пять тонн веса. Самолет этот развивает почти скорость звука. Он очень маневренный, может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Управляемость и устойчивость просто прекрасная! Что уж говорить, красивый, сильный самолет, – говорит Альбина Ивановна.

По окончании летной школы Галина осталась работать летчиком-инструктором в Калужском авиационном учебном центре, Альбина решила трудиться в таком же центре в Вязьме. Их работа заключалась в том, что они обучали курсантов летать на реактивных истребителях. Обо всем, что было после работы с самолетами МИГ-15 и МИГ-17, Альбина Ивановна рассказывает коротко:

– Затем вышла замуж, и с мужем решили перейти в гражданскую авиацию. В Ростове переучились на АН-2, после чего уехали в Среднюю Азию…

 

В калужской летной школе осуществилась многолетняя мечта Альбины Косых –
она начала летать на реактивных истребителях МИГ-15 и МИГ-17

 

Пять
мировых рекордов

Жили Храмовы в Ленинабаде. Галина Смагина не раз приезжала к ним в гости в Таджикистан. Как-то в один из приездов она полетела в Душанбе и решила там остаться, чтобы сесть за штурвал только что появившегося нового реактивного пассажирского самолета Як-40. Девять лет Галина Олеговна летала над Памиром, над Хорогским ущельем – по самой сложной трассе в нашей стране и третьей по трудности полета в мире.

 

А в 1977 году женский экипаж, в состав которого в качестве бортинженера входила и Галина Смагина, на реактивном ИЛ-62М за три полета установил пять мировых рекордов на скорость и дальность полета. Особенно дальним был беспосадочный перелет по маршруту София – Владивосток: более 10 тысяч км, 13 часов 20 минут в воздухе. Все девушки-летчицы были награждены, Галина Смагина удостоена ордена Трудового Красного Знамени. Достижения Альбины Ивановны были более скромными. Она «всего лишь» была командиром экипажа АН-24.

Галина Смагина

 

Расставание с небом

С началом перестройки в Средней Азии стало неспокойно. Поэтому, когда в 1983 году подвернулся обмен, Храмовы, у которых подрастали две дочери, решили переехать в Набережные Челны. Альбина Ивановна предложила свои услуги аэропорту «Бегишево», где её взяли на должность дежурного штурмана, на которой она трудится по сей день.

Галина Смагина тоже вернулась в Пермь, где освоила новый самолет ТУ-134. Она рассталась с небом в 1990 году, в 48 лет. Что переживает летчик, «спустившись на землю», может понять только тот, кто сам пережил такое. В 2000 году в интервью одной из пермских газет Галина Смагина призналась:

– Пролетав почти 30 лет, могу сказать, что в авиации труд специфический. При нем семья и дети должны отойти на второй план, потому что авиация не делится ни с кем. Либо ты весь в ней, либо нет. Пополам плохо получается.

– Галине очень трудно далось расставание с полетами, – поделилась Альбина Ивановна. – Намного труднее, чем мне. Потому что я, хоть и не летаю, но моя работа все равно связана с самолетами и полетами. А она преподает в авиационном техникуме, где, несмотря на название, самолетов не увидишь.

 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ОТЕЦ И ЛЕГЕНДАРНАЯ ДОЧЬ
Генерал-майор авиации Алексей Пахомов, сыгравший ключевую роль в судьбе Альбины Храмовой, был летчиком-испытателем, удостоенным звания Героя Советского Союза. С 1963 года Алексей Пахомов работал зампредседателя ЦК ДОСААФ по летной подготовке. Он мечтал видеть свою дочь Людмилу знаменитой спортсменкой. Она оправдала надежды отца, но он не увидел, к сожалению, побед дочери – к тому времени скончался.

А Людмила Пахомова стала легендарной фигуристкой, первой олимпийской чемпионкой в танцах на льду (1976 год). Вместе со своим партнером и супругом Александром Горшковым они изменили стиль танцев на льду. До них господствовали строгие, академические танцы преимущественно под классические мелодии. Они же привнесли в фигурное катание живой, эмоциональный народный танец.
Во многом благодаря их успешным (красивым и, самое главное, – по-спортивному сложным) выступлениям на чемпионатах Европы и мира, в 1976 году спортивные танцы впервые вошли в программу Олимпийских игр, где пара Пахомова – Горшков стала обладательницей золотых медалей.
В 1979 году Людмила Пахомова заболела. Через семь лет, 17 мая 1986 года, она умерла от лейкемии в возрасте 39 лет. С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного фонда «Искусство и спорт» им. Людмилы Пахомовой.

 

 

Я – счастливый
человек!

 

– Хоть и говорят, что люди везде одинаковые, но мне кажется, что все-таки в авиации люди порядочнее, – поделилась Альбина Ивановна. – Мне повезло, что встретила в жизни много прекрасных людей. Безусловно, приходилось сталкиваться со всякими, но все же, согласитесь, кто попало в авиацию не пойдет. У меня, например, в экипаже никогда не было никаких трений. Ни с кем: ни со вторым пилотом, ни со штурманом, ни с бортмехаником.

Редко у кого так получается, что, оглянувшись назад, он понимает, что прожил счастливую жизнь. О себе я могу так сказать. Я, конечно, была лишена многих маленьких радостей жизни, но зато у меня была одна единственная большая радость – осуществленная мечта летать… Я очень счастливый человек! – сказала Альбина Храмова на прощанье.

Её дочери не разделяют мамину страсть, выбрали «земные» профессии. Но вот двухлетний внук Ваня везде и во всем видит только исключительно самолеты. Ему никто ничего не рассказывал о них, ничего не объяснял. Но, по рассказам Альбины Ивановны, он в небе всегда самолет увидит, и все машины у него летают, и вообще всё-всё на свете у Вани только летает.
– Наверное, гены, – улыбается Альбина Ивановна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*