Резкий рост цен на бензин взволновал население республики в последние недели. Автолюбители, написавшие жалобы по этому поводу, ждали ответа недолго. Во вторник в Кабмине РТ состоялся видеобрифинг. И хотя посвящен он был качеству нефтепродуктов, журналистов больше интересовало, почему повышается стоимость топлива? |
Качество
и количество
А цены на бензин все выше и выше…
|
Как водится, начали издалека. От начальника управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберта Гилязиева собравшиеся узнали, что по республиканским дорогам сейчас колесят более 752 тысяч автомобилей, и их число, несмотря на кризис, постоянно растет. Неудивительно, что увеличивается и потребление топлива. Так, за прошедший год жители республики использовали свыше 1 млн. тонн бензина и 1,2 млн. тонн дизельного топлива, тогда как еще три года назад их потребление составляло 850 тыс. тонн и 1 млн. тонн соответственно. |
|
На всех АЗС республики в течение года проводят проверки качества моторного топлива. Ведь, как известно, нефтепродукты, несоответствующие госстандартам, наносят существенный вред окружающей среде. Как объяснил Роберт Гилязиев, за пять месяцев 2009 года управление отобрало 1153 пробы топлива, из которых лишь 36 (чуть более 3%) оказались некачественными.
На перекрестке
трех дорог
Как только речь зашла о цене на бензин, перед представителями СМИ «нарисовали» нехитрую схему: мол, растет стоимость нефти, соответственно, повышается оптовая цена топлива, а за ней дорожает и бензин в розницу. Вроде бы довольно адекватное изменение. Однако… не помешало бы выслушать мнение всех сторон.
Итак, сначала нефть добывают. В роли «добытчика» на брифинге выступил замначальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Айдар Шамсутдинов. Он объяснил, что компания самостоятельно не реализует нефтепродукты, а возлагает эту миссию на дочерние предприятия. По его мнению, розничная стоимость бензина напрямую зависит от цен, которые складываются на оптовом рынке.
|
Из добытой нефти изготавливают нефтепродукты. «Ответчик» стороны «производителя» – начальник производственно-коммерческого управления ОАО «ТАИФ» Леонид Егоршин – отметил, что на рост цены бензина повлияло 70-процентное повышение стоимости нефти с мая по июнь. «На сегодня наша оптовая отпускная цена примерно равна ценам, которую установили ближайшие нефтеперерабатывающие заводы», – пояснил он.
Полученные производителем нефтепродукты по оптовой цене закупают владельцы АЗС, которые и продают бензин рядовому потребителю. В качестве «продавца» на видеобрифинге выступил замгендиректора ОАО ХК «Татнефтепродукт» Вильдан Хусаинов.
– Розничные цены на заправках изменяются адекватно закупочным, но с существенным запозданием. Тому есть две причины: во-первых, всякое повышение стоимости плохо воспринимается потребителем и, следовательно, снижает товарооборот, а во-вторых, мы всегда корректируем цены гораздо позднее, потому что у нас имеются товарные запасы, – объяснил он. – Надо сказать, что для нас это трудный период, так как рост розничной цены значительно меньше изменения закупочной. Это можно проследить на примере бензина АИ-92, оптовая стоимость которого повысилась на 6-7 тысяч рублей за тонну (порядка 50% от цены на
1 мая), а розничная – только на два рубля (примерно 10%).
В итоге журналисты так и не получили внятного ответа на поставленный вопрос. Стало ясно лишь, что цена нефти выросла на 70%, оптовая цена на нефтепродукты – на 50%, а бензин подорожал только на 10%. Чего ж все так испереживались, потребителю еще повезло! Так казалось до тех пор, пока в разговор не вступил представитель управления федеральной антимонопольной службы.
|
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
|
Если на момент проведения брифинга цена нефти составляла 68,5 доллара за баррель, то к моменту верстки номера цена нефти достигла отметки 70-71 доллар за баррель.
Кроме того, в эти дни в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум, одним из новшеств которого стало интерактивное голосование. Участникам и гостям заседаний предложили проголосовать за справедливую цену нефти. Большинство высказалось за диапазон 70-80 долларов за баррель. Президент России Дмитрий Медведев, также принявший участие в голосовании, на следующий день признался, что вначале хотел выбрать вариант «150 долл./барр.», но сдержался и отметил более реалистичный – 70 долларов.
Впрочем, вице-премьер РФ Игорь Сечин не исключил, что 150 долл./барр. в обозримом будущем снова станут реальностью. Он напомнил, что, по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), инвестиции в разведку и добычу нефти упадут на 21%, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение производства, а следовательно до указанной цены можно добраться за два-три года, сообщает РБК. |
|
Признаки нарушения
Едва взяв слово, замруководителя УФАС РФ по РТ Иван Щербаков, заметил, что суть антимонопольной службы сводится к наказанию нарушителей законодательства, а не к регулированию цен, которое осуществляется участниками рынка.
– Мы устанавливаем факт нарушения и только потом привлекаем к ответственности за него. Сейчас мы видим лишь признаки нарушения – единовременное повышение цен, с разницей в два-три дня, практически всеми крупными игроками на рынке розничной продажи нефтепродуктов, – подчеркнул он. – Подобное дело в отношении «Татнефть-АЗС-Центр» и «Татнефтепродукт» уже рассматривалось Арбитражным судом РТ в 2008 году. Расследование подтвердило неправомерное повышение цен, и в марте 2009-го суд принял решение о приостановлении деятельности этих сетей АЗС.
Однако участники дела обжаловали решение суда, тем самым, приостановив его действие. Именно поэтому антимонопольная служба сегодня не может привлечь их к ответственности. Впрочем, ее сотрудники считают свое решение мотивированным и надеются в ближайшее время получить разрешение Арбитражного суда.
– Сейчас мы разбираемся, правомерно ли повышение цен на топливо. Возможно, это опять связано с ведением согласованных действий и злоупотреблением доминирующим положением на рынке, – отметил Иван Щербаков. – Тому есть ряд предпосылок. Во-первых, из предыдущих дел и заявлений самих участников рынка мы знаем, что у владельцев АЗС – разные товарные запасы. А значит, единовременное повышение цен теоретически невозможно. Во-вторых, в прошлом году на рынке нефтепродуктов мы наблюдали обратную динамику: цены упали со 150 долларов за баррель в сентябре до 35 – в январе. Несмотря на почти пятикратное снижение стоимости «черного золота», бензин в республике кратно не дешевел.
Понижение розничной цены отставало от оптовой на месяцы, а продавцы оправдывались тем, что, мол, купили и теперь не знают, как продать без потерь. А как только речь зашла о повышении, так о низкой закупочной цене все забыли! Так что мы уже направили запросы и намерены разбираться, учитывая материалы предыдущих дел. Если факт нарушения подтвердится, каждый участник доминирования заплатит штраф, который зависит от размера его годового оборота, – сообщил Иван Щербаков.
Никаких прогнозов по дальнейшему изменению цены на неф-
тепродукты участники брифинга не дали.
|
ТАМ – ВЫШЕ, ТУТ – НИЖЕ
|
А какова ситуация в других регионах? Результаты мониторинга розничных цен на бензин представил Роберт Гилязиев.
Если смотреть сравнительный анализ цен на 8 июня по Приволжскому федеральному округу, то дизельное топливо и бензин АИ-95 в Татарстане стоит несколько дешевле, чем, например, в Уфе, Ижевске, Перми и Саранске. Значительно ниже наших оказались цены на А-76 в Оренбурге, Пензе, Саратове, Ульяновске и Самаре. В этих же городах немного дешевле стоит АИ-92. При этом, если в Татарстане с 3 по 8 июня самый популярный бензин АИ-92 подорожал в среднем на рубль, в других регионах Поволжья это повышение зачастую не превысило 30-50 копеек.
Таким образом, по максимальной розничной цене бензина АИ-95 республика заняла в Поволжье пятую позицию по дешевизне (20,20 руб.), по дизельному топливу – шестую (18 руб.), по АИ-92 делит восьмое место (19 руб.) с Саранском и Оренбургом и самым дорогим в Приволжском ФО оказался наш А-76 (17 руб.). |
|