ДЫРЫ В ЭКОНОМИКЕ ПОДЛАТАЕМ ЛЕТОМ?

Untitled Document

Практически в закрытом режиме состоялось на прошлой неделе заседание республиканского экономического совета в Набережных Челнах – журналисты присутствовали лишь на его открытии. Как только за трибуну встал министр экономики РТ Марат Сафиуллин, представителей СМИ попросили выйти из зала.

 

«Не надо ждать, когда порвется, чтобы зашить –
надо предотвратить образование дыры!»

 

В нашем городе подобное выездное заседание совета при Кабмине РТ с участием премьер-министра РТ Рустама Минниханова проходило впервые. Совет обсудил социально-экономическую ситуацию в Набережночелнин-ской агломерации. Ведь именно на этой территории, по мнению собравшихся, экономический кризис сказался наиболее сильно.


Челны –
самое слабое звено?

Челнинская агломерация – точка основного роста республиканской экономики. Именно этот район в былое время давал 28% валового регионального продукта. Но с кризисом серьезно упали индексы промышленного производства.

– В первую очередь пострадали Набережные Челны (здесь индекс составил 44,8%), в отличие, например, от Елабуги (84,1%) или Нижнекамска (86%). Все потому, что резко снизилась доходность машиностроительного комплекса. И, несмотря на то, что государство оказывает поддержку предприятиям этой территории, таким, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Sollers», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и группа компаний «ТАИФ», ее недостаточно, – подчеркнул Рустам Минниханов.
Как пояснил Марат Сафиуллин во время подхода прессы, кризис наиболее сильно сказался на снижении промышленного производства и валового регионального продукта в Набережных Челнах. Причем, самый сильный спад (практически 70%) пришелся на январь.

– Сейчас ситуация несколько выровнялась: индекс промышленного производства равен 50%. Но пока рано говорить о стабилизации объемов промпроизводства, поскольку своего пика кризис в Автограде не достиг, – объяснил министр. – Ситуация осложняется еще и тем, что не только город, но и ряд соседних территорий промышленной кооперацией и экономиче-ским потенциалом тесно связан с «КАМАЗом».

Поэтому Елабугу, Мензелинск, Заинск и других соседей ждет похожая динамика. Кроме того, любое изменение объемов производства и финансового состояния промышленных гигантов сказывается на малом и среднем бизнесе – поставщике комплектующих.

– Проблема в том, что каждая организация готовит свою программу выхода из кризиса, не учитывая, что рынок труда этой территории общий. Наша задача посмотреть, как в целом будет развиваться ситуация, чтобы сообща выработать меры слаженного развития. Поэтому мы пригласили руководителей крупных предприятий, которые определяют погоду в этом секторе, и, надо сказать, что представители «КАМАЗа» и «Sollers» говорили уверенно, – поделился впечатлениями от заседания совета Марат Сафиуллин. – Сейчас у них есть видение программ развития производственных мощностей в этот непростой период. Например, как утверждает гендиректор ООО «Sollers-Елабуга» Адиль Ширинов, по ряду направлений уже наблюдается удвоение объемов производства: в плане на этот год более 12 тысяч автомобилей. По ряду продукции они могут даже стать лидерами. Так автомобиль «FIAT Ducato» уже занял 26% автопрома. К тому же, предприятие «Sollers-Елабуга» получило госзаказ от Министерства здравоохранения РФ, и с конвейера уже сошли первые 60 машин.


Пессимистичные прогнозы

В Автограде дела обстоят значительно хуже. Журналисты стройными рядами направлялись к выходу из зала заседания, когда Марат Сафиуллин начал говорить о существовании пессимистичного сценария развития автомобильной отрасли.

 

– Если в 2008 году в городе произвели 51000 грузовых и 36000 легковых автомобилей, то прогноз на 2009 весьма сложный, – продолжил докладывать министр. – Нас тревожит, что ситуация 2009 года может проецироваться и на 2010-й. Это означает, что потенциально безработными могут оказаться еще от 10 до 20 тысяч человек.

Краем уха уловив эти цифры, представители СМИ на подходе попытались уточнить: «Значит, в скором времени число безработных в городе увеличится до 26 тысяч?» Министр экономики ушел от конкретного ответа на этот вопрос.
– Нынешний уровень безработицы можно считать не опасным, – заметил он, – потому что число зарегистрированных на бирже примерно равно количеству имеющихся вакансий. Но все-таки у нас нет полной картины по занятости, потому что люди из Менделеевского, Елабужского, Тукаевского и других районов приезжают работать в Набережные Челны.


Рубеж в 16 тысяч

Как рассказали в тот же день на заседании республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов, число зарегистрированных безработных в республике – 60600 человек. По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, наибольший уровень безработицы в Набережных Челнах – 5,14%. Сейчас в республике 35 тысяч вакансий, но только третья часть на постоянной основе. На 10 июня на общественные работы направили 38100 человек, 10% всех участников – челнинцы.

– Если в начале кризиса на бирже числились 3000 человек, и предприятиям не хватало рабочей силы, то сегодня обратная ситуация – число безработных перешагнуло рубеж в 16 тысяч. Подобное отмечалось лишь в 1996-97 годах, когда количество безработных достигло 17 тысяч человек, – поделился мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков.

Существенную часть тех, кто стоит на бирже, составляют камазовцы. Это и не удивительно, ведь они – 16% экономически активного населения и 12% от общего числа безработных. С сентября 2008 по июнь 2009 года с завода убыли более 11 тысяч человек. Из них 1240 – иногородние работники и 2166 человек уволены по сокращению штата. В тот же период предприятие приняло 3523 квалифицированных специалиста: станочников, водителей-испытателей, сварщиков и кон-структоров.

 

НАША СПРАВКА
Агломерация – компактное расположение населенных пунктов, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными или иными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа.
– Правительство административно разделило эту территорию, но люди, проживающие на ней, работают в соседних городах. Поэтому оттого, как изменяется экономика одной территории, зависит состояние смежных районов. Такие населенные пункты нельзя рассматривать отдельно друг от друга, потому что, не решив проблему на одной из территорий, мы не разберемся с нею и на остальных. Подобные районы принято объединять в агломерации, – пояснил Марат Сафиуллин.

 

Подушка безопасности

Как известно, в Татарстане действует четыре направления программы содействия занятости. Все они успешно работают. Так, в Набережных Челнах, по словам Ильдара Халикова, на общественные работы в 2009 году планируется направить свыше 25 тысяч челнинцев, в том числе 3500 из числа безработных и более 16 тысяч из числа работающих на предприятиях. На июнь заключены договоры на 21 тысячу человек, из них почти 14 тысяч – работники «КАМАЗа».

Последний еще в январе-феврале организовал свой вид общественных работ: чистка оборудования, покраска, обработка территории. В январе на временные места заступили 5774 человека, в феврале – 6196 человек.

Как рассказал мэр города, сегодня на общественных местах трудятся 5,5 тысячи человек. Столько же людей нужно направить на опережающее обучение. Впрочем, планируется переквалифицировать 8000 человек, в том числе 2500 из числа безработных. По самозанятости заключено 56 договоров. Оказана адресная поддержка 58 гражданам, желающим поработать в других регионах РФ.

Специалисты утверждают, что в летний период ситуация с занятостью всегда несколько улучшается. Это связано с тем, что летом люди обычно заняты в приусадебном хозяйстве или на временных работах. Поэтому, как объяснил Марат Сафиуллин, хотя за май-июнь ситуация несколько стабилизировалась, пока рано успокаиваться.

– У нас есть небольшой период – летние месяцы, – когда мы можем подготовить своеобразную подушку безопасности. Надо подготовиться к сентябрю, так сказать, закрепить положение, чтобы предложить тем, кто потеряет рабочее место, какие-то вакансии. Только в этом случае осень 2009 года пройдет без осложнений, – подчеркнул министр. – Первый кризис научил нас беречь работников. Сейчас предприятия делают все возможное, чтобы эта категория не пострадала. Потому что, когда придет время, только эти люди помогут обеспечить необходимый рост производства.

В этой связи Марат Сафиуллин привел в пример «Sollers-Елабуга». По его словам, Адиль Ширинов рассказал на заседании о появлении в июне-июле объединяющего центра «Sollers-Татарстан», основная идея которого – не растерять потенциал. Эта центральная организация начнет управлять миграцией персонала. Елабужские предприятия работают пять дней в неделю, а в Набережных Челнах занятость на «Sollers» сейчас пойдет на спад, поэтому часть челнинского персонала перебросят в Елабугу. Таким образом предприятию удастся сохранить специалистов инженерного профиля. К тому же, 2 июля открывается совмест-ное производство по автокреслам, для которого создается 100 рабочих мест. А 21 июля – производство пластмассы.

«Домашнее задание» проверят в сентябре

– Мы ожидаем, что уже во второй половине этого года будут видны общие тенденции развития мировой экономической системы, – заверил Марат Сафиуллин. – Будет ли хуже или лучше ситуация в Набережных Челнах? Об этом пока говорить сложно. Хочется сказать хорошее, и обмануть не хочется. Об этом точно станет известно в октябре. Думаю, для Набережных Челнов это будет уже период стабилизации.

На подходе представители прессы задали министру экономики вопрос: «Какие решения приняты на заседании экономического совета?»

– Сам факт того, что мы здесь собрались, уже решение, – ответил он. – Самое главное, что мы собрались не когда «приперло», а заблаговременно. Сейчас все более или менее налаживается, но есть тревожные моменты, о которых нужно позаботиться в течение лета. Не надо ждать, когда порвется, чтобы зашить – надо предотвратить образование дыры!

Что ж, похоже, лето уйдет на налаживание ситуации в Набережночелнинской агломерации. Как обещал Марат Сафиуллин, в сентябре экономический совет соберется в Автограде вновь, чтобы обсудить, кто из участников и как выполнил «домашнее задание».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*