ЧТО МЕДВЕДЕВ ПОСЛАЛ ЮЩЕНКО?

Документ Без Имени

В минувший вторник президент РФ Дмитрий Медведев, обратившись к своему украинскому коллеге Виктору Ющенко, обвинил нынешние власти Украины в проведении антироссийской политики и заявил о том, что Россия отказывается посылать для работы в Киев нового посла Михаила Зурабова. Кроме того, Кремль дал понять, что не видит возможностей для нормальной работы с действующим руководством Украины. Почему стал возможен такой шаг российской власти, «Неделе» рассказал известный телеведущий Николай Сванидзе.

– Николай Карлович, как, на ваш взгляд, можно расценивать заявление Медведева?

– Его нужно воспринимать именно как заявление президента. И это означает официальную позицию государства.

– Стало быть, у государства лопнуло терпение из-за того, что никаких серьезных продвижений в улучшении двусторонних отношений Украина и не думает предпринимать?

– У государства терпение лопнуть не может – оно может лопнуть только у частного лица. А нынешняя ситуация означает, что государство занимает вполне внятную и жесткую позицию в отношении соседнего государства. Насколько она справедлива, это уже другой вопрос, потому что отношения между двумя странами – это отношения между ДВУМЯ странами. И есть редчайшие исключения, когда одна из этих стран может быть абсолютно невменяема, а другая абсолютно вменяема, а в других случаях в ухудшении отношений виноваты обе стороны.

Сейчас это именно второй случай, но заявление Медведева нужно воспринимать как официальную позицию России и позицию достаточно жесткую. Причем самый жесткий момент в этом – это не оценка тех или иных действий Украины, а заявление по поводу того, что мы не направляем туда посла.

– А много ли проблем может возникнуть в двух странах из-за отсутствия там российского посла?

– Серьезные проблемы могут быть всегда. Есть такой дипломатический ход, как отзыв посла для консультаций, и следующим этапом становится разрыв дипломатических отношений. Ненаправление посла – это то же самое, что и отзыв для консультаций, как я понимаю. Но, тем не менее, не всегда в итоге следует разрыв дипотношений, и мало того, происходит это крайне редко. Но то, что Медведев сказал о том, что мы не будем пока направлять посла в Киев, это серьезный дипломатический акт.

– И, видимо, это свидетельство того, что мы испытываем самый сложный момент в отношениях с Украиной?

– Это, несомненно, так. Радует то, что президент Медведев сказал: у него есть надежда, что эти отношения стратегически улучшатся. В принципе, очень плохо то, что у нас по периметру с несколькими государствами-соседями очень плохие отношения. А ведь у нас никогда не было таких плохих отношений с Белоруссией, отозвали своего посла для консультаций литовцы, а нашего посла в Вильнюсе пригласили в литовский МИД – видимо, для вручения ему какой-то ноты, а теперь вот Украина. В любом случае, кто бы ни был прав и кто бы ни был виноват, это не свидетельствует об успехах нашей внешней политики, к сожалению.

Успехи внешней политики – это количество приобретенных союзников и, соответственно, количество приобретенных оппонентов и противников, и с чем большим числом стран отношения удалось улучшить, то это успех, и наоборот. Но пока Россия имеет очень много стран, с которыми отношения у нас не улучшаются, а это свидетельство невысокого качества нашей внешней политики.

Украина для России – самый важный контрагент, самый важный партнер по нашим международным взаимоотношениям, а не США и не Китай! Отношения как с США, так и с Китаем у нас в любом случае достаточно ровные: они никогда не будут братскими, потому что с чего бы вдруг? И абсолютно враждебными тоже не будут, потому что воевать России с США или Китаем… Такую войну даже в страшном сне представить невозможно и этого никогда не будет! А вот Украина для нас очень важна, и то, что с ней отношения плохие – это грустно.

– Многие полагают, что причина таких отношений лежит в личности нынешнего украинского лидера Виктора Ющенко, курс которого как политики, так и журналисты называют откровенно антироссийским. По-вашему, это так?

– Да, у нас, конечно, много претензий к Ющенко, но нет никаких оснований считать, что если бы на его месте оказался другой президент, то у нас были бы замечательные отношения, тем более мы сами многое сделали, чтобы не улучшить отношения с Ющенко. Вспомним: в период прошлой президентской кампании на Украине Россия откровенно помогала оппоненту Ющенко и поздравляла того с победой еще до того, как она была одержана. И на самом деле сложно было ожидать, что Ющенко полюбил бы нас после этого. Да, он не самый удачный президент Украины, но ведь мы с вами не граждане Украины, поэтому не нам с вами рассуждать, кто для этой страны хорош, а кто для нее плох – это дело неблагодарное.

Граждане Украины сами избирают своего президента, так же как и граждане России своего, и России нужно иметь дело с президентом, который там есть, в любом случае.

– В заявлении от 11 августа президент Медведев перечислил все проблемы во взаимоотношениях России с Украиной – это и прошлогодняя украинская помощь оружием Грузии, и переписывание истории с возвеличиванием роли украинских националистов во время Великой Отечественной войны, и массовый голод 30-х годов, который Ющенко интерпретирует как геноцид против украинцев. Здесь же и вытеснение русского языка из украинских СМИ, школ, и воспрепятствование деятельности Черноморского флота. Какая из этих проблем легкорешаемая и какую предстоит решать не один год?

– Самая трудноразрешимая проблема – это проблема наших глубинных взаимоотношений, потому что мы, Россия, привыкли считать, что Украина – это бывшая часть Советского Союза и младший партнер России. А украинцы так считать не хотят, и нам нужно с этим смириться.

Проблема Украины во взаимоотношениях с нами состоит в том, что географическую карту переделать нельзя: мы все равно всегда будем рядом, все равно нашу совместную историю никуда не деть, общими были и трагедии, и победы, этнические корни и смешанные браки. Все это остается с нами, и пытаться свернуть нас куда-то в сторону все равно никогда не удастся. Поэтому будет найден какой-то образ совместного существования, который на самом деле устроит и ту, и другую страну. И чем раньше он будет найден, тем лучше, и все взаимные обиды и раздражения забудутся.

– А забудутся ли легко эти обиды и раздражения с приходом к власти Тимошенко или Януковича, раз с Ющенко у нас так ничего и не склеилось?

– У меня в этом нет уверенности. Тимошенко – очень сложная дама и сложный политик, и Янукович тоже не так прост, как нам представляется. Поэтому в любом случае мы не можем работать на кого-то на Украине, потому что не должны забывать, что сейчас наш рейтинг на Украине настолько неоднозначен, что я не могу исключать того, что если мы будем работать на кого-то на Украине, то это ему не повредит. Мы должны работать с тем лидером Украины, которого изберет украинский народ.

– Какими же будут отношения между Россией и Украиной в ближайшее время?

– В ближайшие месяцы ожидаются напряжение и взаимная настороженность. Я думаю, что ни резкого улучшения, ни резкого ухудшения не будет. Все будет так, как сейчас – с «обменом любезностями».

 

ВИЗИТ С ПЛЮСОМ

– 10 дней продолжался недавний визит на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вы следили за этой поездкой?

– Следил и очень тщательно. На мой взгляд, визит очень успешен, и это очень значительное событие из жизни наших двух стран. Патриарх продемонстрировал свою мудрость и потрясающую энергию в решении проблем, которые сегодня стоят перед Русской Православной Церковью на Украине. Его визит в любом случае пошел в плюс, к тому же не нужно забывать, что отношения между Россией и Украиной это не только отношения между государствами, но и между народами, и визит патриарха в этом плане огромный шаг вперед.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*