МОЯ ТУРЕЦКАЯ СЕМЬЯ

Документ Без Имени

Наверное, таков наш, журналистский, удел, что тема для материала может «подстерегать» нас на каждому шагу. Даже там, где мы ну никак не предполагаем ее встретить! Например, на отдыхе. Вот и три недели назад, собираясь в Турцию, я без тени сомнения закинула в сумочку диктофон, блокнот и ручку – «на всякий случай»…

Жилье в Турции по сравнению с российским совсем недорогое

 

Случай не заставил себя долго ждать. В туристическом поселке Авсаллар, неподалеку от Алании, где мы поселились, судьба свела меня со Светланой Касап. Вот уже 14 лет она безвыездно живет в Турции. Историю своей жизни, извилистую и своенравную, Светлана рассказала подкупающе просто и бесхитростно. А заодно пролила свет на некоторые особенности уклада турецкой семьи, неведомые подавляющему большинству «русских невест», приезжающих сюда за «простым женским счастьем». «Набор журналиста» был извлечен на белый свет уже на пятой минуте нашего разговора, диктофон заработал на шестой…

«Сказка – ложь…»

Глаза у Светланы Касап синие-синие. Как Средиземное море, с которым она связала свою судьбу. Порой во время нашей беседы на море бушевал шторм – глаза моей новой знакомой синели еще больше, и на них набегала слеза. Порой наступал штиль – Светлана спокойно смотрела на меня чистым, прояснившимся взглядом. Наверное, за эти глаза – прозрачные, как море на его родине, 15 лет назад молоденькую секретаря-машинистку полюбил Хаджи Касап, приехавший из Турции в белорусский город Борисов – строить жилье для военных, выведенных из Германии.

Это была красивая пара. Подружки обзавидовались: «Надо же, какого галантного кавалера Светка себе отхватила!» А Светлана боялась даже помыслить: «Мы так любим друг друга… Неужели когда-нибудь это может закончиться?..» Дочь Зейнаб родилась у них еще в Белоруссии, но счастливых родителей в загсе не расписали. Для этого Хаджи требовалось съездить на родину и привезти справку, что он холост. Когда срок контракта истек, молодая чета отправилась в Турцию. Сказка кончилась.

«У тебя ТАМ ребенок?»

– В Турции мы сразу поехали к семье Хаджи – в далекое горное село на Черное море, – рассказывает Светлана, – и вот тут начались сюрпризы. Увидев меня, родные Хаджи – а это родители и трое братьев, – были шокированы. Оказывается, они ничего не знали ни обо мне, ни о нашей дочери. Мой супруг ничего им не рассказывал, опасаясь бурной реакции. Более того, когда мы еще жили в Белоруссии, мама Хаджи видела вещий сон, но даже когда на следующее утро спросила его по телефону: «Правда ли, что у тебя ТАМ есть ребенок?» – он не нашел в себе смелости признаться. Ну, а уж когда мы приехали, родителям пришлось примириться.

Правда, началась другая проблема, о которой Светлана тоже не подозревала. Дело в том, что Хаджи – младший сын в семье, а значит, как предписывает Коран, именно он должен был остаться с родителями и ухаживать за ними в старости. Некоторое время так оно и было. Светлана подолгу смотрела телевизор, запоминая слова и обороты турецкого языка, но жить в полной изоляции от внешнего мира, среди косых взглядов, очень скоро стало невмоготу, и со скандалом Касапы-младшие покинули родительский дом.

 

 

Побег

Родители предприняли еще одну попытку вернуть неразумного сына. На деньги, заработанные младшим сыном в Белоруссии (как выяснилось, они переводились на счет матери), отец Хаджи построил в городе Орду дом, отведя по этажу для каждого сына и его семьи. Пришлось переехать.

– Но ощущения своего дома у меня так и не появилось, – вспоминает Светлана. – Конечно, новые родственники в глаза ничего плохого мне не говорили, а братья Хаджи относились где-то даже с пониманием (в основном испытывали наш брак на прочность родители мужа). Но я всегда чувствовала себя чужой и никчемной. Даже работать в Орду было нельзя: там среди женщин это не принято. Не устраивало такое положение и Хаджи. В общем, сбежали мы и из этого дома – приехали сюда, на Средиземноморское побережье. Родители после нашего «побега» не разговаривали с Хаджи почти год, а потом уже, делать нечего, примирились окончательно.

Таким образом, Касапы-младшие «поломали» турецкие традиции, перебрались в округ Алания и начали жизнь с нуля.

Веру не поменяла

Отшумели семейные бури, и теперь, спустя много лет, жизнь Хаджи и Светланы кажется спокойной и размеренной. Зейнаб уже почти взрослая – учится в 11-м классе, а не так давно Светлана родила сына. Каждый год зимой мама Хаджи гостит у младшего сына и невестки семь-десять дней. Постепенно она привязалась к Светлане, а уж во внуках – души не чает!

– У Зейнаб и маленького Амирхана – большая разница в возрасте, – рассуждает она. – Просто я смотрела на свою девочку и думала: скоро дочка вырастет, выйдет замуж, а мы с мужем останемся совсем одни… Поэтому мы и решились родить второго ребенка. Имена детям, опять же по многолетней турецкой традиции, выбирал муж. В паспортах у них указано: мусульмане. А вот я веру не поменяла – так и осталась православной.

Хаджи и Светлана заняты в туристическом бизнесе: он, пробегав 10 лет простым официантом, дослужился до шеф-ресторатора (это управляющий рестораном – прим.ред.) отеля, она работает агентом в турфирме: приглашает туристов на экскурсии, иногда выезжает с ними сама.

Домашняя бухгалтерия

По меркам страны, Касапы-младшие живут не богато и не бедно. Специально для читателей «Недели» Светлана согласилась приоткрыть некоторые тайны домашней бухгалтерии: из чего складывается семейный бюджет и на что уходят деньги в среднестатистической турецкой семье.

Жалованье Хаджи – 700 долларов. Светлана при двухчасовом рабочем дне зарабатывает порядка 250 долларов в месяц (правда, пока не родился Амирхан, она работала по 12-14 часов в сутки и получала одинаково с мужем). Так что ежемесячный семейный доход – около 1000 долларов.

Жилье в Турции по сравнению с российским совсем недорогое. Судите сами. Четыре года назад семья Касап переселилась в новую квартиру, купленную в кредит. Площадь ее – 85 квадратных метров. Планировка – американ-ский вариант: кухня, совмещенная с гостиной, спальня, детская комната, небольшой коридор и три (!) балкона. Сумма кредита – 20 тысяч турецких лир (это около 15 тысяч долларов, или 495 тысяч рублей). За 12 лет семейство выплатит за жилье ровно в два раза больше. Ежемесячные взносы по кредиту – 200 долларов, причем их величина – постоянная. Она не будет меняться все время, на которое взят банковский займ.

Жизнь в Турции, по оценкам нашей собеседницы, довольно дорогая. Вот некоторые статьи расходов, которые семья несет ежемесячно: вода – 30 долларов, свет – 20 долларов, Интернет – 25 долларов, телефон – 20 долларов. На работу Хаджи ездит на скутере – плюс 40 долларов. Светлана добирается общественным транспортом – еще 60-70 долларов. Порядком уходит и на питание, притом что основной рацион турок – овощи. Мясо может потянуть далеко не каждая семья, ведь килограмм говядины здесь стоит 18 долларов! Поэтому семейство Касап предпочитает в основном курицу.

– А еще государство не платит ни одной лиры за маленького ребенка, – сокрушается Светлана. – Насколько я знаю, в России есть единовременное пособие за рождение ребенка, плюс пусть небольшие, но все же ежемесячные выплаты. Если бы таковые были предусмотрены в Турции, я бы не работала.

В «несезон» большинство турок, занятых в туристическом бизнесе, остается без работы. Встает на биржу труда и Хаджи Касап и в течение шести месяцев получает пособие по безработице – половину средней зарплаты. И если бы не этот «подкожный жир», накопленный весной, летом и осенью, прожить на эти деньги семье из четырех человек было бы нереально.

 

ЧТО ТАКОЕ «НЕСЕЗОН»?

Обывателю кажется, что курортный период в Турции начинается не раньше, чем в середине мая – ведь именно в это время прогревается вода и «первые ласточки»-туристы летят на Средиземноморское побережье… Как бы не так!

Для самих турок сезон стартует еще в апреле: отели загодя начинают подготовку к приему гостей. Завершают же работу они в ноябре. Открытыми остаются один-два отеля на целый регион: в «неходовой» (а следовательно – дешевый) период в них, как в санаториях, живут пожилые европейцы.

Впрочем, что такое «неходовое»? Это значит: то же яркое солнце, то же голубое небо, та же сочная зелень – все, что наблюдают отпускники летом, – только холодно. Самая «лютая» стужа, которая может приключиться в Алании, +13 градусов. В среднем же зима там – это +17-18 градусов. Море теплое, многие купаются.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*